Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм. Задачи: - познакомить педагогов с вариантами использования малых фольклорных форм в режимных моментах детей раннего возраста; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике малых фольклорных форм; - способствовать сплочению коллектива педагогов. Оборудование: листы с напечатанным текстом колыбельной, потешек на разные режимные моменты, предметы, подходящие под режимные моменты потешек, листы «Рефлексия», карандаши. Участники мастер-класса: педагоги. Ход мастер-класса «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и поэтому самый занимательный, чет тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий радости детской народной массы. Это - детский фольклор». Г.С. Виноградов Теоретическая часть. Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Речь пойдет о развитии речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно это время является сензитивным периодом к усвоению речи. Задача педагогов - создать условия, в которых дети развивали бы речь непринужденно и с удовольствием. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. К.Д.Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие. Фольклор – это яркий выразительный материал, который несёт в себе важный познавательный и эмоциональный материал, необходимый для речевого развития детей раннего возраста. Практическая часть Воспитатель: Утро можно начинать с приветствия, и не только друг другу, но и солнышку за окошком. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, встать в круг и поприветствовать друг друга! Вместе с солнышком встаем, Вместе с птичками поем, С добрым утром, С ясным днем, Вот как славно мы живем! Очень нравятся детям и потягушки. (педагоги выполняют) Потягуни – потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянимся – потянимся, Маленькими не останемся. (присаживаются) Воспитатель: Дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами под такую малую фольклорную форму, как потешки. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Предлагаю вам, уважаемые коллеги, вытянуть жребий и продемонстрировать друг другу потешки для разных режимных моментов. Рассказывая потешки, используйте наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. (педагоги тянут жребий и читают потешки, показывая наглядно, что нужно делать) Воспитатель: Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других. Так, при многократном повторении теста игры, непринужденно, у детей развивается речь, расширяется активный словарный запас. Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру «Зайка шел». Возьмитесь за руки, идите по кругу, приговаривая слова: Зайка шел, шел, шел, Морковку нашел, Сел, поел и дальше пошел. Зайка шел, шел, шел, Капустку нашел, Сел, поел и дальше пошел. Зайка шел, шел, шел, Картошку нашел, Сел, поел и дальше пошел. На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки. Воспитатель: Нелегка задача воспитателей – уложить малышей спать. Ведь нет рядом родной мамы… Но стоит лишь включить колыбельную, так знакомую с самого детства, что глазки сами собой закрываются и приходит сладкий сон. (раздать участникам слова колыбельной) Давайте споем своим воспитанникам колыбельные. (участники поют) Воспитатель: Таким образом, малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал, умелое использование которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней. И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился. А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу. На этом наша встреча подошла к концу. В заключение, напишите, пожалуйста, на этих листах небольшой рефлексивный отчет. Спасибо за внимание! Рефлексивный отчет 1.Какое значение имеют малые фольклорные формы для развития речи детей раннего возраста? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие фольклорные формы Вы хотели бы применить в своей практике? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за сотрудничество! Список использованной литературы. 1. Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г. 2. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г. 3. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7 4. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7 5. Т.Тарасова «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошк. воспитание 1995г. №12 6. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г. 7. Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.