НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Барашкина М.Н., Васильева О.А., Голубева О.А., Куралова П.Н. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для развития математических знаний дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Детский сад является для детей тем пространством, где они находятся большую часть своего бодрствования. Здесь они играют, кушают, спят, получают социальный опыт и возможность уединиться. Это пространство должно давать детям различные стимулы для развития, поэтому мы оформляем его с заботой и вниманием. Мы бы хотели описать возможность оснащения развивающей предметно-пространственной среды через получение детьми математических знаний на примере конкретного проекта. Математическое образование — важнейшая составляющая непрерывного учения человека на протяжении всей его жизни, необходимая для освоения практически всех областей знаний, особенно естественно-научных, технических и экономических. Без начальных математических знаний и умений почти невозможно адекватное ориентирование человека в современной повседневной жизни.
В нашем учреждении применяется метод проектов для изучения и познания окружающего мира, который предполагает распределение детей по центрам активности в процессе деятельности и в свободное время. Чтобы обеспечить преемственность между дошкольным и начальным уровнями образования, мы придаём особую значимость раннему развитию математических представлений. Происходит это не только в центре науки или математики, но и в других центрах и в любых видах деятельности, играх и организационных моментах. То есть, на переднем плане у нас стоит не когнитивное изучение (заучивание) математических знаний, а приобретение игрового и полноценного познавательно-исследовательского математического опыта.
Стоит отметить, что мы стараемся использовать в нашей деятельности не только покупные игры и пособия, но и сделанные своими руками, в том числе с помощью детей, их родителей, а также специалистов детского сада. Помещения детского сада оформляются не только для детей, но и вместе с детьми, чтобы пространство и его насыщение соответствовало развитию, потребностям и интересам детей. Как именно мы развиваем математические представления в проектной деятельности, мы расскажем вам на примере конкретного проекта. Конечно, абсолютно в каждом проекте достаточно трудно изготовить своими руками математические игры во все центры активности, но мы активно пользуемся и магазинными вариантами. Для представления оснащения нашей предметно-пространственной развивающей среды группы мы подобрали игры по проекту, который показался нам интересным и универсальным – «Профессии».
В центре сюжетно-ролевой игры мы подготовили для детей атрибуты и одежду для таких сюжетно-ролевых игр, как «Больница» (врач выписывает рецепт, определяя частоту приёма и дозировку лекарства, считает частоту сердечных сокращений, измеряет рост и вес пациента), «Водитель автобуса/такси» (включает таксометр, озвучивает пассажиру километраж и стоимость поездки, получает деньги и пересчитывает деньги), «Повар» (соблюдает массу продуктов по технологической карте, калорийность и вес готового блюда, соблюдает время приготовления блюда и сроки его хранения, придумывает форму выпечки, устанавливает цену своих блюд), «Учитель» (преподаёт математику для учеников), «Рыбак» (закупает для рыбалки снасти и прикормку, изучает глубину водоёма, определяет длину лески, вес груза на донку, взвешивает улов), «Продавец» (взвешивает и отсчитывает товар, определяет его стоимость, считает сдачу и скидку), «Программист» (изучает язык программирования и математические последовательности, моделирует проекты на компьютере), «Строитель» (понимает смысл числа как символического выражения количества, длины и веса стройматериалов, строит по проекту с соблюдением пропорций и пространственных положений объектов), «Модельер» (измеряет фигуру человека, рисует чертёж, чертит выкройку, определяет длину ткани для закупа и количество катушек ниток, украшений для шитья), «Тренер» (следит за параметрами тела спортсмена, знает нормативы, измеряет количество и качество выполненных спортсменом упражнений) и многие другие. С помощью этих игр мы развиваем математические знания, продолжая при этом знакомить и закреплять знания детей о профессиях, учим детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд людей, развиваем умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками. Мы стараемся развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к людям разных профессий, уважение к их труду, стремление к порядку и чистоте. А с помощью наличия в группе необходимых деталей костюмов и атрибутов мы упражняем детей в умении решать задачи на слух. Конечно, в группе обязательно созданы уголки уединения для тех детей, кто хочет в какой-то момент побыть один.
В центре науки мы, кроме чисто математических настольных и дидактических игр, активно работаем с календарём и часами, знания о которых нужны почти в каждой профессии (посчитать, сколько всего недель и дней, сколько будних и рабочих дней, сколько солнечных и дождливых дней, сколько дней до праздника), а также учимся пользоваться картами и схемами, что важно для метеорологов, спасателей, лётчиков и других профессий. Мы учим детей наблюдать за трудом воспитателя, в том числе и в уголке природы. Дети учатся наблюдать за трудом взрослого, оказывать посильную помощь по оснащению развивающей предметно-пространственной среды в группе, развивают трудолюбие, интерес к природе, знакомятся с деловыми и личностными качествами человека. Также мы разрабатываем и создаём игры для формирования финансовой грамотности детей (например, банкомат, различные дидактические игры с деньгами, монетами, в том числе других стран).
В центре развивающих (настольных игр) мы используем традиционные ходилки-бродилки, лото, домино и пазлы, игры в кости, дидактические игры (например, «Части суток», «Времена года», «Назови одним словом»), подвижно-дидактические игры для развития умения понимания последовательности (например, «Цепочка профессий»), разные игровые упражнения (например, «Изобрази профессию, связанную с числами»). Здесь мы развиваем умение соблюдать очерёдность и правила игры, активизируем речь детей, развиваем логическое мышление, память, внимание, умение обобщать предметы по одному признаку, отличать их по признаку «больше/меньше», «часто/редко», «длиннее/короче», учим понимать назначение чисел и функции предметов в профессиональной деятельности.
В центре книги детям нравится выступать в роли учителей и библиотекарей. В этом центре находится наша групповая библиотека и материалы и средства для самостоятельного изготовления книг и журналов. Например, для сюжетно-ролевой игры «Школа» дети изготавливали книжку-малышку с цифрами. В этом центре по теме «Профессии» представлены книги с историями, несущие в себе числовой ритм (например, русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»). Очень важно, чтобы дети имели понимание хронологического порядка (до/после, вчера/сегодня завтра, названия месяцев и дней недели). Дети в этом центре хранят мячик, с помощью которого играют в игры по подобию «Съедобное – несъедобное» (например, «Круглое/квадратное», «Низкое/высокое»). Педагоги изготовили дидактические игры (например, «Когда это было»), фотографии, картинки и мнемотаблицы по теме, иллюстрации к литературным произведениям (например, к произведению К. Чуковского «Айболит» или сказка С.Михалкова «Как старик корову продавал») для самостоятельного рассказывания или описывания, соблюдая правильность называния понятий, структурирующих время, понимая последовательность действий. В центре книги с помощью созданной среды мы помогаем детям овладеть математическими представлениями (на дочисловой и числовой стадиях) с помощью литературных произведений, развиваем высшие формы мышления – синтез, анализ, прогнозирование, экспериментирование,  творческое воображение.
В центре искусства мы совместно с детьми и музыкальным руководителем изготовили музыкальные инструменты для освоения счёта и музыкального ритма. Для творчества детям в этом центры доступны самые разнообразные материалы и средства: мольберт, бумага разного формата (в том числе обои), краски, карандаши, фломастеры, природный и бросовый материал, глина и пластилин. В группах имеются буклеты с репродукциями известных художников и изображениями знаменитых архитектурных произведений, литературные издания о людях творческих профессий. Дети с удовольствием выполняли игровое упражнение «Посчитай и раскрась», «Дифференцируй/обобщи и раскрась», рисовали почтальона с цифрой 5 на сумке из известного стихотворения Б.Житкова «Почта», так мы развивали восприятие образа человека, упражнялись в изображении человека (с соблюдением пропорций), специальных предметов для разных профессий, развивали мелкую моторику.
В центре движения у нас есть кубик с цифрами, с помощью которого дети играют в «Тренера и спортсменов», а также самодельный «Дартс», где нужно считать очки. Для развития физических качеств, пространственного мышления, выдержки, умения согласовывать движения со словами и воспитания дружеских взаимоотношений между детьми создана картотека подвижных (например, «Мы водители», «Космонавты», «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем») и картотека сюжетных картинок по ОБЖ («Правила поведения в детском саду», «Если возникнет пожар», «Опасность!», «ПДД»).
В центре конструирования (строительства) мы строим различные постройки по схемам, где без математических знаний и умений не обойтись человеку любой профессии. Для этого дети пользуются схемами, рисунками, фотографиями.
Следует обратить Ваше внимание, что у детей должно сформироваться понимание цифр как символов для кодировки и маркировки числа (например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса, этаж, номер автомобиля, ценник в магазине, день рождения, время детской телепередачи, время, когда приходят родители забрать ребёнка из детского сада), поэтому мы уделяем большое внимание созданию таких на первый взгляд ненужных, но на самом деле важных элементов, помогающим детям в играх в «профессии».
Актуальность получения и развития математических знаний и умений у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации неоспорима. Но предлагая детям математическое содержание, нужно иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными, и поэтому математическое развитие должно носить индивидуальный характер. В этом детям помогают условия, которые мы создаём для них в нашем учреждении. Знакомство с математикой в дошкольном возрасте определяет дальнейшее отношение детей к этой науке. И важно сохранить изначальное любопытство детей к ней с помощью развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Библиографический список:
1.    Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 342 с. – (Серия «Вдохновение»).
2.    Проекты в области естественных наук, математики и техники для школьников: учебно-практическое пособие / под ред. проф. В. Е. Фтенакиса; предисл. В. К. Загвоздкина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 192 с.: ил. – (Антология образования). – (Вдохновение. Создавать естество знания).
3.    Райхерт-Гаршхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер; под ред. Л. В. Свирской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 112 с. – (Вдохновение).

2022