Методы практической работы в обучении учащихся имеют доминирующую роль. Это связано с тем, что сами технические знания носят практический характер. Технологические умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения. Упражнение в технологии чаще всего применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. Так, например, обучение учащихся работе на токарном станке начинается с упражнений по выполнению приемов управления станком. Обучение работе на швейной машине также начинается с упражнений в приемах управления ею. В процессе упражнений у учащихся формируется динамический стереотип. Он представляет систему привычных условно-рефлекторных ответов на характер, порядок и время предъявления определенной стимулирующей информации. Упражнения не должны сводиться к бездумному повторению действия. Ученик по указанию учителя должен отслеживать возникающие отклонения и фиксировать их причины. Эффективным стимулирующим средством в упражнениях является взаимоконтроль учащихся: один учащийся выполняет упражнения, другой фиксирует его ошибки. Затем они меняются ролями. Очень важно в упражнениях не критиковать ученика за не правильные действия и не представлять эти действия в комическом варианте. Указав на отклонения, обязательно надо отметить, что в основном получилось правильно и хорошо. Поощрения в упражнениях позволяют быстрее достичь хороших результатов. Практическая работа. Этот метод применяется для обучения учащихся выполнять последовательность операций по изготовлению изделия или целостный технологический процесс. Практические работы учащихся при обучении технологии очень разнообразны. Это разнообразие зависит от того, какую конкретную технологию они изучают, какие технологические операции осваивают. В процессе практической работы учащиеся приобретают те или иные умения по ручной и машинной обработке ткани, продуктов питания, занимаются изготовлением общественно полезных вещей и т. д. Перед началом практической работы проводится инструктаж в форме беседы, повторение и закрепление новых знаний не выделяется в самостоятельный элемент урока, а органически сочетается с практической деятельностью учащихся. Последней уделяется основное внимание, причем помогая учащимся в овладении трудовыми приемами и операциями, учащиеся вооружаются критериями самоконтроля, позволяющими обучаться с достаточной степенью самостоятельности. Особое внимание уделяется соблюдению учащимися правил безопасности труда. Практической деятельности на уроках технологии отводится не менее 70% всего учебного времени. В зависимости от уровня подготовки учащихся задание на выполнение практической работы может быть дано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение необходимых операций с заданным перечнем оборудования, детально с указанием характера операции, приемов ее выполнения и необходимого инструмента для каждой операции. В последнем варианте задание будет носить характер технологической карты. Чем выше уровень технологической подготовки учащихся, тем менее детальным может быть задание на практическую работу. Необходимым и главным условием организации и проведения практических работ учащихся является достаточное материально-техническое обеспечение. К нему относят учебно-производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы, источники энергии и т. д. При проведении практических работ применяются технологические карты. Они представляют собой несколько измененные технологические карты, разрабатываемые при технологической подготовке производства на предприятиях. Технологические карты, их составление и применение в практических работах приучает учащихся к технологической дисциплине. Значительное место в практическом обучении технологии занимают инструктажи. Например, при организации практической работы учащихся по изготовлению какого-либо изделия нужно объяснить и показать им, каким должно быть изготовляемое изделие; объяснить порядок выполнения и показать приемы работы; объяснить и показать приемы «контроля за» работой и ее результатами, обязательно рассказать о правилах техники безопасности и т.д. В ходе самой работы учащихся надо помогать им советами, дополнительно показывать правильные приемы работы и т.д. По окончании практической работы учащихся нужно подвести ее итоги, указать на допущенные ошибки в работе и т. п. Выделяют вводный, текущий и заключительный инструктажи. Вводный инструктаж проводится в начале урока и, как правило, предшествует учебно-производственной деятельности учащихся. Текущий инструктаж проводится во время выполнения учебно-производственной работы, заключительный - подводит итоги занятия. По количеству учащихся, охватываемых инструктажем, различают: - индивидуальный - предназначен для одного учащегося; - групповой (коллективный) - проводится в небольших группах, касается выполнения различных операций и действий. - фронтальный - предназначен для большой группы учащихся, которые выполняют или будут выполнять одинаковые операции или одну учебно-производственную работу. Решение технологических задач способствует развитию творческих способностей учащихся, что является незаменимым средством формирования их конструкторских способностей и технического мышления. Он часто применяется при изучении вопросов конструирования изготовляемых учащимися изделий (например, при конструировании одежды). При решении задач на уроках технологии ученик обязательно интегрирует те знания, которые были получены им в различных предметах. Алгоритм решения таких задач следующий: 1. Ученик должен внимательно прочитать задание и точно охарактеризовать, что требуется найти. 2. Учащемуся необходимо выяснить, какие данные представлены в условиях задачи явно и какие данные можно взять дополнительно. Эти данные необходимо оформить в виде списка или таблицы с указанием размерности. 3. Если решается техническая задача, связанная с конструированием объекта, учащиеся должны подготовить чертеж. 4. Предложить учащимся выдвинуть несколько гипотез (путей) решения задачи и оценить вероятность получения результата по каждой из них. 5. Учащиеся подбирают дополнительный материал, необходимый для получения результата с опорой на учебники, справочники или другую специальную литературу, доступную им по уровню сложности. 6. Аналитико-расчетная часть решения задачи. 7. Итоговые расчеты по полученным формулам. Здесь следует напомнить учащимся о необходимости соблюдения единой системы единиц. 8. Учащиеся должны оценить реалистичность и практическую значимость полученных результатов. Данный алгоритм является обобщенным, он позволяет планово организовать процесс решения задачи. Лабораторные работы в обучении технологии используют обычно при изучении свойств материалов (древесины, металла, тканей и др.). Они проводятся с целью развития и закрепления знаний учащихся, полученных в теоретической части, на уроке «материаловедения» - «строении различных тканей», «определение вида ткани» об их свойствах, о распознавании тканей, на уроках «кулинарии» о продуктах питания- «определение качества муки» и «определение различных видов круп» и др. Эти лабораторные работы представляют большой интерес, так как носят исследовательский характер. Лабораторные работы проводится по специально подготовленным для учащихся инструкционным картам. В них дается название и цель работы, перечисляется оборудование, которое должны использовать учащиеся, указывается последовательность выполнения заданий. При необходимости приводятся формы таблиц, которые должны заполнить учащиеся в ходе измерений. При подготовке к лабораторной работе учителю нужно тщательно проверить все лабораторное оборудование, инструменты и материалы для работы, при необходимости проделать ее самому, чтобы определить возможность выполнения работы учениками. Лабораторные работы проводятся обычно фронтально, т. е. все учащиеся группы одновременно выполняют одни и те же задания. Как правило, по лабораторной работе составляется письменный отчет. Самостоятельная работа. В современных условиях технологического образования школьников играет большую роль на уроках технологии и осуществляет подготовку их к будущей самостоятельной жизни. Степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их практической деятельности. При подготовке учащихся к самостоятельной работе на уроке проводится повторение пройденного материала и закрепление нового. Учителем обязательно проводится необходимый инструктаж для выполнения работы (например, показ на манекене принципов снятия мерок с фигуры человека). Также учитель должен следить за ходом выполнения работы учащимися, помогать им разрешать возникшие трудности. Самостоятельная работа заканчивается всеми учащимися одновременно, после чего проверяется правильность выполнения задания и организуется общая беседа с целью обсуждения результатов.