Исследовательская и проектная деятельность

Изофатова Д.А., Живетьева Ю.О. Краткосрочный проект "Домашние животные" для средней группы(пояснительная записка)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

Тип проекта – познавательно-творческий.
Участники проекта – воспитатели, родители, дети средней группы (4-5 лет).
Сроки реализации проекта – 1 неделя.
Проблема: При совместной работе с иллюстрациями по лексической теме «Домашние животные»дети затруднялись ответить на вопросы: «Как называют детёнышей овцы, лошади?», «Кто где живёт?», «Кто ухаживает за домашними животными?», «Чем питаются домашние животные?», «Какую пользу домашние животные приносят человеку?» Дети не имели достаточных представлений. В связи с необходимостью сформировать представления детей в области указанной лексической темы мы решили реализовать проект «Домашние животные».
Актуальность
В настоящее время не все имеют возможность держать дома домашних животных. В силу того, что мы живем в городе, большинство домашних животных дети видят только на картинках. Проект позволяет расширять представления детей о домашних животных, их содержании, питании, образе жизни, пользе для человека. Воспитание любви к животным – неотъемлемая часть формирования экологической культуры. Экологическое воспитание с дошкольного возраста формирует дальнейшее ответственное отношение к природе. На основе представлений о животных ребенок учится видеть взаимосвязь в природе и соответствующе действовать.
Цель проекта: Расширение представлений детей о домашних животных.
Задачи проекта:
- формировать умение слушать художественные произведения, запоминать небольшие стихотворения, отгадывать загадки.
- развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам о домашних животных.
- формировать навыки действовать сообща, умения играть в коллективе;
- активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей;
- воспитывать у детей любознательность и чувство ответственности по отношению к живым существам;
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- У детей сформулированы понятияо домашних животных (козёл, гусь, петух, свинья, лошадь, овца), они правильно называют домашних животных и их детёнышей, знают, чем они питаются, как надо за ними ухаживать, какую пользу они приносят людям.
- Дети проявляли познавательный интерес к животным, у них сформировалось желание заботиться о них.
- У детей стали развиты коммуникативные и творческие способности.
- Обогатился словарный запас детей в рамках лексической темы.
Для родителей:
- Родители стали более активными участниками образовательного процесса.

1-ый этап – подготовительный
1. Подбор методической литературы по теме проекта.
2. Подбор художественной литературы, загадок, стихов по теме «Домашние животные».
3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек, изображающих домашних животных.
4. Вовлечение родителей в работу над проектом: участие в фотовыставке «Мои домашние любимцы».

2-й этап – практический. Реализация проекта
Содержание проекта
·                  Дидактические игры: «Собери семейку», «Кто, что любит?», «Где моя мама?», «Кто, где живёт?», «Кого не стало?», «Наведи порядок», «Назови детенышей», «Громко-тихо»
·                  Настольные игры: кубики, лото, пазлы по теме проекта.
·                  Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие к бабушке в деревню», «Семья»,«Мне на день рождения подарили котёнка (щенка)», «Ветлечебница», «На ферме».
·                  Формирование основ безопасности: беседа на тему: «Безопасность при обращении с незнакомыми животными»
·                  Познавательное развитие
- НОД «Домашние животные и их детёныши».
- Наблюдения за кошкой и собакой на территории детского сада (особенности строения тела, повадки).
- Рассматривание и сравнение кошки и собаки;
- Отгадывание загадок
·                  Речевое развитие
- ОД «Кто как кричит?»;
- Беседа «Домашние животные» (о внешнем виде, образе жизни, проживании, уходе за ними);
- Составление рассказов о домашних животных «Узнай, кто я?»;
- Ситуативные беседы: «Как умываются животные?», «Если бы не было домашних животных?» «Как я забочусь о домашних животных»;
Словесные игры: «Назови животное», «У кого кто?», «Назови ласково», «Кто как кричит?»;
- Проговаривание потешки «Как у нашего кота»;
- Заучивание стихотворений А. Барто «Я люблю свою лошадку», «Киска, киска, киска брысь», «Маленький бычок»;
·                  Чтение художественной литературы
- Чтение русских народных сказок «Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка-ряба»;
- Авторские детские произведения: Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплёнок и утёнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котёнок», С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Берестов «Курица с цыплятами»;
·                  Художественно- эстетическое развитие
Рисование:
«К нам пришла кошка и оставила следы», «Мячики для котят», «Зеленый луг для наших животных», «Поможем собачке Жучке найти друзей»
Самостоятельная деятельность детей: рисование с использованием трафаретов, раскрашивание раскрасок по теме проекта.
Лепка:
«Покормим кошечку», «Чашки для парного молока, чтоб покормить детенышей», Лепка разных овощей для угощения домашних животных, «Поросёнок»
Музыка:
- Подбор голосов домашних животных (игра «Чей голос?»);
- «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина сл. Н. Найдёновой);
- «Собачка» (М. Раухвергер);
- Слушание песенки «Кто пасётся на лугу» (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных).
·                  Физическое развитие
- Подвижные игры: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Кошка с цыплятами», «Воробышки и кот», «Угадай по движению», «Лиса в курятнике»;
- Пальчиковые гимнастики.
·                  Работа с родителями
- Памятка: «Читаем детям дома о животных» (перечень литературы);
- Чтение дома детям произведений, загадок по теме проекта;
- Консультации для родителей: «Общение с домашним питомцем», «Животные – лучшие терапевты для вас и ваших детей».
- Папки передвижки: «Контакт: дети-животные», «Вред или польза»?

Заключительный этап. Результаты проекта
- Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» (художественно-эстетическое развитие);
- Фотовыставка «Мои домашние любимцы».

В результате реализации проекта:
1. У детей сформировалось и обогатилось представление о домашних животных. Дети узнают животных по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются детёныши домашних животных, как надо за ними ухаживать.
2. Пополнился словарный запас детей.
3. У детей развиты коммуникативные и творческие способности.
5. Дети стали более любознательными, стали проявлять интерес к домашним животным.

2022-04-26 10:14 2022