Наша жизнь сейчас очень динамична и сложна. Ежедневно возникают все новые и новые проблемы и вопросы, ситуации, требующие немедленного разрешения. И лишь люди, обладающие определенными способностями, творческим потенциалом, способны достойно отвечать на вызовы нового времени. Таких людей нужно обучать, развивать и воспитывать – это одна из задач системы образования. Крайне остро стоит вопрос о создании условий для творческого развития детей в учреждениях образования. Необходимой и актуальной для современного российского общества является проблема выявления, поддержки и развития одаренных детей, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Бесспорно, детская одаренность – сложное, многогранное явление. Вопросы одаренности интересовали многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов. К.Тейлор, П.Торренс, Дж. Гилфорд исследовали психологию творческих потребностей. Последователи Дж. Кэррола и Б.Блума разрабатывали методику обучения одаренных детей. Отечественные психологи Н.C Лейтес, Ю.З. Гильбух, В.С. Юркевич, Н.Б. Шумакова, О.М. Дьяченко внесли большой вклад в изучение одаренности и творческого потенциала. Разные авторы, работающие в области психологии и педагогики одаренности и творчества, по-разному определяют этот феномен. Но все они единодушны в одном: одаренность – это cистемное качество пcихики, которое развивается в течение жизни и определяет возможность доcтижения человеком незаурядных результатов (по cравнению с другими людьми) в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребеноквыделяетcя яркими доcтижениями, он очень воcприимчив к учению, самоcтоятелен, имеет выcокие интеллектуальные споcобности, творческие возможности и проявления, иcпытывает радость и удовлетворение от получения знаний. Не ставя целью в одной статье охватить все пласты столь многоаcпектного явления, задаюсь вопросом: как часто проявляется детская одаренность? Каждый ли ребенок – потенциальный или, как говорил Артур Шопенгауэр, «отчасти гений»? Одни исследователи проблемы полагают, что все дети являются одаренными, и до этого уровня можно развить практически любого здорового ребенка (если созданы благоприятные условия). Другие педагоги и психологи говорят: «одаренные дети встречаются крайне редко»; это уникальное явление. Надеюсь внести ясность: потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты – актуальную одаренность – демонстрирует далеко не каждый. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков, а использует в течение жизни не более одной миллиардной доли их. Поэтому хочу подчеркнуть: нужно работать со всеми детьми – в каждом есть потенциал! Ведь не зря слово «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Таким образом, педагог – в каком бы образовательном учреждении он бы ни работал! – должен создавать условия, обеспечивающие выявление, обучение, воспитание и развитие одаренных и обладающих определенными способностями детей, реализацию их потенциальных возможностей. Не возникает совершенно никаких сомнений в том, что взрослый, способный найти одаренного ребенка и работать с ним, должен сам быть незаурядным. А каким же? Вероятно, компетентным и знающим, неравнодушным и ответственным, внимательным и любознательным, увлеченным своим делом, доброжелательным и дружелюбным, творческим, терпимым, терпеливым, готовым учиться у ребенка и вместе с ним – в общем, знатоком во всех областях человеческой жизни. Но это уже другая сторона вопроса об одаренности. Безусловно, «один в поле – не воин» – в каждом образовательном учреждении должна быть создана система для выявления одаренных детей и работы с ними. Такая система может представлять собой многоуровневое образовательное пространство. Главное, что радует и обнадеживает всех педагогов – при всех трудностях нашей жизни сегодня открываются новые возможности для развития Личности ребенка – и Одаренной Личности, в частности. Нужно только стремиться к реализации этих возможностей – ведь «кто не стремится, тот не достигает; кто не дерзает, тот не получает» (В.Г.Белинский). Библиографический список · Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991. · Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000. · Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М., 2004. olga.1.7@yandex.ru 8 (961) 308 -69-00