Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Русакова В. Н. Совместная работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения у детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


 Аристотель
В последнее время особо пристальное внимание в детских образовательных учреждениях обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОУ.
Специфика работы воспитателя определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи
5. Закрепление графомоторных навыков
6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи ведет логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.
Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит индивидуальные задания по автоматизации звука, учитывая рекомендации логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
Логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций.
Функции логопеда:
1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко - слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм)
2. Формирование фонематических процесссов
3. Совершенствование состояния лексического компонента
4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
5. Формирование грамматического строя речи
6. Совершенствование связной речи
7. Совершенствование граморфных навыков и знакомство детей с азами грамоты.
8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Разграничение функций логопеда и воспитателя

в коррекции звукопроизношения

Содержание работы логопеда.
- Логопед индивидуально с каждым ребенком проводит общую и специальную артикуляционную гимнастику.
- Работает над развитием речевого дыхания (диафрагмального).
- Готовит артикуляционный аппарат к постановке звука.
- Логопед дает рекомендации педагогам, какие игры использовать для автоматизации звука у ребенка.
- Логопед подбирает речевой материал для автоматизации звука.
Содержание работы воспитателя
- Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленный звук в словах, словосочетаниях, обращая внимание на положение губ, языка, четкость произношения звука.
Логопед совместно с воспитателями ДУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Несколько слов по поводу организации:
1. Логопед проводит занятия в первой половине дня, они совпадают с занятиями воспитателя, поэтому логопеду приходится брать детей с занятий, что допускается. Брать детей с занятий логопеда нельзя.
2. Для консультаций с родителями, в вечернее время, я присутствую на рабочем месте в четверг и понедельник.
3. Просьба, когда я даю документы для заполнения воспитателям, не оставлять их у себя. Документы для заполнения родителями не давать домой, пусть заполняют на месте.
4. Если вы замечаете, что папка с домашними заданиями долго лежит не тронутая, поинтересуйтесь у родителей, брали они ее домой или нет.
5. Приучайте детей отвечать на вопросы полным предложением, а не одним словом.
6. Выполняйте с детьми артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

Цель:

Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует
Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали
Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке»

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь)
Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом.
Поэтому, очень важно, чтобы сотрудничество логопедов и воспитателей прослеживалось, во всех видах деятельности. Стараться внести в мир детей всегда что-то новое и интересное.
Артикуляционную гимнастику для дошкольников, лучше всего проводить в игровой форме, для этого используем стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения.

Желаю творческих успехов!



2021