НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лагутина Г.И. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Проблема социально-эмоционального развития детей на сегодняшний день является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе нравственных ценностей и норм.
Дошкольный возраст – это благодатный период для организации работы по развитию социальных эмоций у дошкольников. Ребенок очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Проблема социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста находит отражение также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [7].
Еще Л.С. Выготский [2], А.В. Запорожец [6] справедливо указывали на то, что только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
О.Л. Князева под социально-эмоциональным развитием понимает способность ребенка на собственный выбор в поведении, умеющего воспринимать эмоции, мнения и предпочтения окружающих, владеющего навыками социального поведения и общения с другими людьми. Автор также употребляет такие синонимы понятию «социально-эмоциональное развитие» так «социальная компетентность», «социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми» [4].
Компонентами социально-эмоционального развития О.Л. Князева считает следующие: способность на собственный выбор в поведении; умение воспринимать эмоции, мнения; наличие навыков социального поведения [4].
В контексте нашей проблемы представляется важным понимание таких феноменов как «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект».
А. Алешина, С. Шабанов социальный интеллект рассматривают как способность:
·          ориентироваться в социальных отношениях, формировать образ себя и систему координат под влиянием социальных и нравственных установок;
·          понимать социальную ситуацию и включенные в нее действия другого человека и быть достаточно гибким, чтобы обеспечить эффективность как совместно-раздельной, так и совместно-распределенной деятельности;
·          проявлять свое отношение к происходящему с помощью социальных действий, обеспечивающих решение проблем социальной адаптации и социализации, проявление социальной позиции и изменение стратегии поведения [1].
И.Ю. Исаева называет следующие критерии социального интеллекта дошкольника эмоционально-мотивационные, когнитивные и поведенческие. К эмоционально-мотивационным критериям относятся самооценка, уровень развития эмпатии, мотивация взаимодействия; к когнитивным – общие умственные способности, понимание себя и партнера по общению, сущности ситуации общения, прогнозирование развития ситуации и поведения партнеров по общению; к поведенческим – навыки конструктивного взаимодействия и способы моделирования поведения и воздействия на партнера с целью изменения его поведения [3].
Д. Майер, П. Сэловей эмоциональный интеллект понимают как способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности [5].
Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями, где выделяются пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта:
·          познание себя;
·          навыки межличностного общения;
·          способность к адаптации;
·          управление стрессовыми ситуациями;
·          преобладающее настроение [8].
На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 42 «Берёзка» г. Белгорода нами проведено исследование по определению уровня и особенностей социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Для определения уровня социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста мы разделили диагностику на педагогическую и психологическую.
Педагогическая диагностика включала:
·          изучение социального интеллекта через наблюдение с помощью шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс);
·          изучение эмоционального интеллекта через беседу с дошкольниками.
Психологическая диагностика включала:
·          изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» О.Е. Смирновой, О.Е., В.М. Холмогоровой;
·          изучение эмоционального интеллекта с помощью проективных методик «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» (М.А. Нгуен).
Результаты наблюдения (изучение социального интеллекта) показали, что у дошкольников отмечается варьирование показателей положительных и отрицательных сторон, что обусловлено особенностями развития детей, несмотря на то, что у детей дошкольного возраста наблюдаются достаточно высокие показатели развития социального интеллекта, они являются еще недостаточно устойчивыми.
Типичными особенностями детей дошкольного возраста являются частые конфликты в игре с другими детьми, проявлении агрессии, неумение управлять своими негативными проявлениями, не способность согласовывать свои действия с действиями других, непринятие и социальных норм и правил поведения. Полученные данные указывают на то, что педагогу следует уделять внимание этим проявлениям, грамотно методические подходить к решению данного вопроса.
Анализ беседы, направленной на изучение эмоционального интеллекта у дошкольников, показал, что 60% испытуемых могут назвать известные эмоции, чувства и переживания, что указывает на осознанное понимание эмоций, способность к вербализации эмоциональных состояний. Чаще всего дети называли такие эмоции как грусть, веселье, смех, плач, удивление, злость. Они без затруднений распознавали эмоции по фотоэталонам базовых эмоций: злиться, боится, смеется (радуется, веселиться), удивляется. Для этих детей доступно понимание эмоционального состояния других людей в контексте определенной ситуации. Опираясь сюжетную картинку, дошкольники указывали на то, что девочка, сидящая впереди грустная, она одна сидит, грустит, а дети сзади играют, они веселые, радуются, веселятся.
Следует отметить, что 40% детей называют лишь 2-3 эмоции – грустит, плачет, злиться – чаще всего отрицательные. С помощью экспериментатора они смогли назвать еще такие эмоциональные состояния как веселиться, смеяться радоваться. По предложенным картинкам дети смогли назвать лишь злость и веселье, они затруднялись в назывании удивления и страха. В сюжетной картинке они отметили лишь, что девочке плохо, ей грустно. Следовательно, приходим к выводу, что у дошкольников отмечается понимание эмоциональных состояний, которые им известны, трудности вербализации некоторых эмоций.
Далее нами организована и проведена психологическая диагностика социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, где мы прибегли к одной методике по изучению социального интеллекта и двум – эмоционального, так как в педагогической диагностике в результате проведенной беседы по изучению эмоционального интеллекта было получено недостаточное количество результатов, указывающих на его сформированность или несформированность.
Изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» у детей дошкольного возраста показало, что у 33,3% испытуемых отмечается высокий уровень, 46,7% детей демонстрируют средний уровень, 20% дошкольников имеют низкий уровень.
Дошкольники с высоким уровнем самостоятельно и конструктивно решали представленные им проблемы. Например, «Группа детей не принимает своего сверстника в игру», дети предлагают договориться между собой, а если не получается то позвать воспитателя, чтобы она помогла разрешить возникшую проблему. Также при решении ситуации «Девочка сломала у другой девочки ее куклу» дети предлагали, чтобы та девочка, которая сломала куклу, отдала свою, а также предлагали, чтобы ее починили родители.
Дошкольники со средним уровнем решали представленные им задачи, прибегая к помощи взрослого, например, решая ситуацию «Мальчик взял без спроса игрушку девочки», дети молчали, не зная, что ответить, тогда экспериментатор, попросил вспомнить подобную ситуацию из своего опыта, ребенок рассказал и вместе с взрослым придумали следующее решение: мальчик должен извиниться перед девочкой и отдать ей игрушку. В процессе решения ситуации «Мальчик рушит постройку из кубиков у детей» предлагалось такое решение: мальчик извиняется перед детьми, мальчик заново сам строит разрушенное, мальчик помогает детям снова построить.
Дошкольникам с низким уровнем не доступно решение проблемы
Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» позволила прийти к выводу о том, что 26,7% детей имеют высокий уровень, для 46,6% испытуемых характерен средний уровень, у 26,7% дошкольников отмечается низкий уровень.
Дети с высоким уровнем изображали человека, выражая его эмоциональное состояние – грусть, смех, удивление, или рисовали человека в движении – бежит, прыгает. Дошкольники со средним уровнем изображали человеческое лицо. Дети с низким уровнем или не дорисовывали фигуры, или изображали предмет (ящик, коробку, шкатулку) или животное (кошку, собаку).
Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Три желания» показала, что 13,3% детей имеют высокий уровень, у 53,3% детей наблюдается средний уровень, 26,7% испытуемых демонстрируют низкий уровень.
Дети дошкольного возраста свой рисунок связывали с желанием «для других людей»: купить маме цветы, купить папе машину, подарить брату машинку и т.п. Дети со средним уровнем рисунок связывали с желанием «для себя»: новая машинка, кукла Винкс, трансформеры-игрушка, планшет, телефон и т.д. У дошкольников с низким уровнем рисунок отсутствовал.
Подводя итоги, пришли к выводу о том, что исследование социально-эмоционального развития старших дошкольников через изучение социального и эмоционального интеллекта указывает на то, что в дошкольном возрасте детям доступно понимание эмоционального состояния, возникают некоторые затруднения их вербализации, они способны решать простые проблемные ситуации, иногда прибегаю к помощи со стороны. Полученные данные свидетельствуют о том, что у дошкольников отмечается сформированность социального и эмоционального интеллекта на недостаточном уровне, который соответствовал бы норме развития этого возрастного периода. Поэтому можно говорить о необходимости проектирования работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
В качестве ключевых аспектов содержания работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста можно отметить следующие:
·          создание для каждого ребенка положительной эмоциогенной среды и включение во взаимодействие;
·          организация деятельности детей через практические действия с предметами с целью формирования целостного восприятия мира;
·          обучение на доступном пониманию ребенка уровне и материале;
·          обогащение эмоционального опыта, стимулирование эмоционального развития ребенка;
·          применение эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих продуцирование положительных эмоций (создание ситуации успеха, поощрения и одобрения, использование музыкального сопровождения, эмоциональных игр и т. д.);
·          развитие рефлексии ребенка, т. е. осознания собственных эмоциональных состояний и развитие контроля над отрицательными эмоциями.
Можно выделить следующие направления работы воспитателя по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста:
·          овладение ребенком языка эмоций;
·          коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей;
·          развитие гибкости поведения;
·          формирование установки «Я – хороший, ты – хороший»;
·          формирование чувства внутренней эмоциональной устойчивости;
·          формирование способности к саморегуляции.
Основными формами работы, которые рекомендуется применять в процессе социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, являются следующие:
·          упражнения;
·          релаксация;
·          восприятие художественной литературы;
·          беседы;
·          развивающие игры;
·          этюды;
·          тренинги;
·          игры-путешествия;
·          рисование;
·          импровизация.
Таким образом, социально-эмоциональное развитие является процессом количественных и качественных изменений в эмоциональной сфере ребенка по пути социализации эмоциональных переживаний ребенка и внешних форм их выражения, усвоения социально приемлемых способов эмоционального поведения. Основными составляющими социально-эмоционального развития являются способность на собственный выбор в поведении, умение воспринимать эмоции, мнения, наличие навыков социального поведения. У детей дошкольного возраста отмечается варьирование показателей социально-эмоционального развития, что указывает на неустойчивость данного процесса. Работа педагога по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста должна носить целостный, непрерывный и системный характер. Педагогу следует учитывать особенности дошкольников, использовать разнообразные методы и средства, активизирующие деятельность детей.

Библиографический список

1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн-Иванов-Фербер, 2014. 448 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Смысл, 2014. 119 с.
3. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис.... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2011. 196 с.
4. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, ДиК, 1999. 128 с.
5. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» // Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития; под ред. М.Ю. Карелиной. М.: Изд-во МИССО, 2003. 195 с.
6. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. 2013.
8. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) R. Bar-On // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 13-25.
2019