Проблема социально-эмоционального развития детей на сегодняшний день является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе нравственных ценностей и норм. Дошкольный возраст – это благодатный период для организации работы по развитию социальных эмоций у дошкольников. Ребенок очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Проблема социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста находит отражение также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [7]. Еще Л.С. Выготский [2], А.В. Запорожец [6] справедливо указывали на то, что только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. О.Л. Князева под социально-эмоциональным развитием понимает способность ребенка на собственный выбор в поведении, умеющего воспринимать эмоции, мнения и предпочтения окружающих, владеющего навыками социального поведения и общения с другими людьми. Автор также употребляет такие синонимы понятию «социально-эмоциональное развитие» так «социальная компетентность», «социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми» [4]. Компонентами социально-эмоционального развития О.Л. Князева считает следующие: способность на собственный выбор в поведении; умение воспринимать эмоции, мнения; наличие навыков социального поведения [4]. В контексте нашей проблемы представляется важным понимание таких феноменов как «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект». А. Алешина, С. Шабанов социальный интеллект рассматривают как способность: · ориентироваться в социальных отношениях, формировать образ себя и систему координат под влиянием социальных и нравственных установок; · понимать социальную ситуацию и включенные в нее действия другого человека и быть достаточно гибким, чтобы обеспечить эффективность как совместно-раздельной, так и совместно-распределенной деятельности; · проявлять свое отношение к происходящему с помощью социальных действий, обеспечивающих решение проблем социальной адаптации и социализации, проявление социальной позиции и изменение стратегии поведения [1]. И.Ю. Исаева называет следующие критерии социального интеллекта дошкольника эмоционально-мотивационные, когнитивные и поведенческие. К эмоционально-мотивационным критериям относятся самооценка, уровень развития эмпатии, мотивация взаимодействия; к когнитивным – общие умственные способности, понимание себя и партнера по общению, сущности ситуации общения, прогнозирование развития ситуации и поведения партнеров по общению; к поведенческим – навыки конструктивного взаимодействия и способы моделирования поведения и воздействия на партнера с целью изменения его поведения [3]. Д. Майер, П. Сэловей эмоциональный интеллект понимают как способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности [5]. Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями, где выделяются пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: · познание себя; · навыки межличностного общения; · способность к адаптации; · управление стрессовыми ситуациями; · преобладающее настроение [8]. На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 42 «Берёзка» г. Белгорода нами проведено исследование по определению уровня и особенностей социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста. Для определения уровня социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста мы разделили диагностику на педагогическую и психологическую. Педагогическая диагностика включала: · изучение социального интеллекта через наблюдение с помощью шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс); · изучение эмоционального интеллекта через беседу с дошкольниками. Психологическая диагностика включала: · изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» О.Е. Смирновой, О.Е., В.М. Холмогоровой; · изучение эмоционального интеллекта с помощью проективных методик «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» (М.А. Нгуен). Результаты наблюдения (изучение социального интеллекта) показали, что у дошкольников отмечается варьирование показателей положительных и отрицательных сторон, что обусловлено особенностями развития детей, несмотря на то, что у детей дошкольного возраста наблюдаются достаточно высокие показатели развития социального интеллекта, они являются еще недостаточно устойчивыми. Типичными особенностями детей дошкольного возраста являются частые конфликты в игре с другими детьми, проявлении агрессии, неумение управлять своими негативными проявлениями, не способность согласовывать свои действия с действиями других, непринятие и социальных норм и правил поведения. Полученные данные указывают на то, что педагогу следует уделять внимание этим проявлениям, грамотно методические подходить к решению данного вопроса. Анализ беседы, направленной на изучение эмоционального интеллекта у дошкольников, показал, что 60% испытуемых могут назвать известные эмоции, чувства и переживания, что указывает на осознанное понимание эмоций, способность к вербализации эмоциональных состояний. Чаще всего дети называли такие эмоции как грусть, веселье, смех, плач, удивление, злость. Они без затруднений распознавали эмоции по фотоэталонам базовых эмоций: злиться, боится, смеется (радуется, веселиться), удивляется. Для этих детей доступно понимание эмоционального состояния других людей в контексте определенной ситуации. Опираясь сюжетную картинку, дошкольники указывали на то, что девочка, сидящая впереди грустная, она одна сидит, грустит, а дети сзади играют, они веселые, радуются, веселятся. Следует отметить, что 40% детей называют лишь 2-3 эмоции – грустит, плачет, злиться – чаще всего отрицательные. С помощью экспериментатора они смогли назвать еще такие эмоциональные состояния как веселиться, смеяться радоваться. По предложенным картинкам дети смогли назвать лишь злость и веселье, они затруднялись в назывании удивления и страха. В сюжетной картинке они отметили лишь, что девочке плохо, ей грустно. Следовательно, приходим к выводу, что у дошкольников отмечается понимание эмоциональных состояний, которые им известны, трудности вербализации некоторых эмоций. Далее нами организована и проведена психологическая диагностика социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, где мы прибегли к одной методике по изучению социального интеллекта и двум – эмоционального, так как в педагогической диагностике в результате проведенной беседы по изучению эмоционального интеллекта было получено недостаточное количество результатов, указывающих на его сформированность или несформированность. Изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» у детей дошкольного возраста показало, что у 33,3% испытуемых отмечается высокий уровень, 46,7% детей демонстрируют средний уровень, 20% дошкольников имеют низкий уровень. Дошкольники с высоким уровнем самостоятельно и конструктивно решали представленные им проблемы. Например, «Группа детей не принимает своего сверстника в игру», дети предлагают договориться между собой, а если не получается то позвать воспитателя, чтобы она помогла разрешить возникшую проблему. Также при решении ситуации «Девочка сломала у другой девочки ее куклу» дети предлагали, чтобы та девочка, которая сломала куклу, отдала свою, а также предлагали, чтобы ее починили родители. Дошкольники со средним уровнем решали представленные им задачи, прибегая к помощи взрослого, например, решая ситуацию «Мальчик взял без спроса игрушку девочки», дети молчали, не зная, что ответить, тогда экспериментатор, попросил вспомнить подобную ситуацию из своего опыта, ребенок рассказал и вместе с взрослым придумали следующее решение: мальчик должен извиниться перед девочкой и отдать ей игрушку. В процессе решения ситуации «Мальчик рушит постройку из кубиков у детей» предлагалось такое решение: мальчик извиняется перед детьми, мальчик заново сам строит разрушенное, мальчик помогает детям снова построить. Дошкольникам с низким уровнем не доступно решение проблемы Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» позволила прийти к выводу о том, что 26,7% детей имеют высокий уровень, для 46,6% испытуемых характерен средний уровень, у 26,7% дошкольников отмечается низкий уровень. Дети с высоким уровнем изображали человека, выражая его эмоциональное состояние – грусть, смех, удивление, или рисовали человека в движении – бежит, прыгает. Дошкольники со средним уровнем изображали человеческое лицо. Дети с низким уровнем или не дорисовывали фигуры, или изображали предмет (ящик, коробку, шкатулку) или животное (кошку, собаку). Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Три желания» показала, что 13,3% детей имеют высокий уровень, у 53,3% детей наблюдается средний уровень, 26,7% испытуемых демонстрируют низкий уровень. Дети дошкольного возраста свой рисунок связывали с желанием «для других людей»: купить маме цветы, купить папе машину, подарить брату машинку и т.п. Дети со средним уровнем рисунок связывали с желанием «для себя»: новая машинка, кукла Винкс, трансформеры-игрушка, планшет, телефон и т.д. У дошкольников с низким уровнем рисунок отсутствовал. Подводя итоги, пришли к выводу о том, что исследование социально-эмоционального развития старших дошкольников через изучение социального и эмоционального интеллекта указывает на то, что в дошкольном возрасте детям доступно понимание эмоционального состояния, возникают некоторые затруднения их вербализации, они способны решать простые проблемные ситуации, иногда прибегаю к помощи со стороны. Полученные данные свидетельствуют о том, что у дошкольников отмечается сформированность социального и эмоционального интеллекта на недостаточном уровне, который соответствовал бы норме развития этого возрастного периода. Поэтому можно говорить о необходимости проектирования работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. В качестве ключевых аспектов содержания работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста можно отметить следующие: · создание для каждого ребенка положительной эмоциогенной среды и включение во взаимодействие; · организация деятельности детей через практические действия с предметами с целью формирования целостного восприятия мира; · обучение на доступном пониманию ребенка уровне и материале; · обогащение эмоционального опыта, стимулирование эмоционального развития ребенка; · применение эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих продуцирование положительных эмоций (создание ситуации успеха, поощрения и одобрения, использование музыкального сопровождения, эмоциональных игр и т. д.); · развитие рефлексии ребенка, т. е. осознания собственных эмоциональных состояний и развитие контроля над отрицательными эмоциями. Можно выделить следующие направления работы воспитателя по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста: · овладение ребенком языка эмоций; · коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей; · развитие гибкости поведения; · формирование установки «Я – хороший, ты – хороший»; · формирование чувства внутренней эмоциональной устойчивости; · формирование способности к саморегуляции. Основными формами работы, которые рекомендуется применять в процессе социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, являются следующие: · упражнения; · релаксация; · восприятие художественной литературы; · беседы; · развивающие игры; · этюды; · тренинги; · игры-путешествия; · рисование; · импровизация. Таким образом, социально-эмоциональное развитие является процессом количественных и качественных изменений в эмоциональной сфере ребенка по пути социализации эмоциональных переживаний ребенка и внешних форм их выражения, усвоения социально приемлемых способов эмоционального поведения. Основными составляющими социально-эмоционального развития являются способность на собственный выбор в поведении, умение воспринимать эмоции, мнения, наличие навыков социального поведения. У детей дошкольного возраста отмечается варьирование показателей социально-эмоционального развития, что указывает на неустойчивость данного процесса. Работа педагога по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста должна носить целостный, непрерывный и системный характер. Педагогу следует учитывать особенности дошкольников, использовать разнообразные методы и средства, активизирующие деятельность детей.
Библиографический список
1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн-Иванов-Фербер, 2014. 448 с. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Смысл, 2014. 119 с. 3. Исаева И.Ю.Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис.... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2011. 196 с. 4. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, ДиК, 1999. 128 с. 5. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» // Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития; под ред. М.Ю. Карелиной. М.: Изд-во МИССО, 2003. 195 с. 6. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с. 7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. 2013. 8. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) R. Bar-On // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 13-25.