Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf
В прошлом веке отклонения в развитии внимания некоторые дефектологи оценивали как сущность умственной отсталости. Например, И.М. Соловьев был одним из первых, кто пытался построить психологию умственно отсталого ребенка на недостатке внимания и считал, что затруднено и ослаблено внимание, и в этом заключается сама сущность умственной отсталости. У одних умственно отсталых детей произвольного внимания совсем нет, у других произвольное внимание проявляется или редко, периодами; или легко вызывается, но не цепко; или действует только автоматически. Подобный взгляд на специфику умственной отсталости являлся односторонним и неоднократно справедливо критиковался еще современниками не менее, практически во всех исследованиях, так или иначе связанных с проблемами нарушения психики при умственной отсталости, можно найти указания на серьезные патологические отклонении в функционировании внимания [44]. И.Л. Баскакова отмечает, что внимание умственно отсталых почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает (у глубоких идиотов его вообще нельзя возбудить), или оно настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация. По мнению И.Л.Баскаковой, произвольное целенаправленное внимание у детей, страдающих умственной отсталостью, всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается [2]. А.Р. Лурия отмечает, что для умственно отсталых детей характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Это объясняется особенностями нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности [24]. Внимание при умственной отсталости нарушено, отмечает О.С. Фрейеров, так что некоторые больные часто не в состоянии активно концентрировать внимание, они быстро отвлекаемы, чрезмерно непоседливы, реагируют на каждый случайный шум, слово. Другие, наоборот, внешне сосредоточены, выполняя самое простое действие, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, однако производительность выполняемой работы остается крайне низкой, так как речь идет как бы о внешнем выражении внимания, в то время когда в действительности психические процессы у них не концентрируются в нужном направлении и по существу нецеленаправленны. У этой группы больных преобладает, следовательно, непроизвольное внимание [33].
Дефекты внимания умственно отсталых детей обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты. Несомненно, что при умственной отсталости страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание. Л.С. Выготский видел в недоразвитии произвольного внимания результат недостаточной дифференциации личности умственно отсталых [7]. Слабость произвольного внимания, по мнению А.Н. Граборова, определяет отсутствие целевого направляющего признака внимания, что выражается в стремлении умственно отсталого ребенка обойти трудности, не пытаясь их преодолеть. Слабостью же произвольного внимания объясняется стремление умственно отсталого ребенка к частой смене объектов внимания, перенос внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак [37].
Многие авторы (А.Н. Граборов, И.М. Соловьев, С.В. Лиепинь и др.) отмечают, что внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у нормальных детей. Трудность, а подчас и невозможность длительной концентрации, отражается, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения. Повышенную патологическую отвлекаемость умственно отсталых многие авторы относят в группу так называемых возбудимых, для которых характерны удивительная живость, подвижность, назойливость, часто двигательная расторможенность в сочетании с «поразительной нестойкостью внимания». Эта болезненная отвлекаемость ведет к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно умственно отсталому ребенку [22].
Для группы умственно отсталых, которым характерна неторопливость можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Такие дети в состоянии часами, не отвлекаясь, и ни на что не реагируя, выполнять несложные действия. Вместе с тем узость объема внимания отмечается многими исследователями. Так, Г.М. Дульнев пишет о том, что узость объема произвольного внимания умственно отсталых проявляется, в частности, в особенностях запоминания, когда ребенок вначале запоминает четыре слова из десяти, а после повторного зачитывания он воспроизводит уже четыре слова другие, но не может воспроизвести те, которые он называл ранее [16].
В своих исследованиях А.Н. Лурия отмечает, что у умственно отсталых детей отмечаются большие дефекты внимания; дети не могут длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях; дети часто с большим трудом подчиняются словесной инструкции и не могут без отвлечений выполнить работу. Нередко даже незначительный шум настолько отвлекает внимание детей, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе [24].
Распределение внимания малодоступно умственно отсталым детям. Это видно из эксперимента, предложенного Г.М. Дульнев. Детям предложили одновременно с выполнением задания типа корректурных проб вслух считать сигналы метронома. Оказалось, что даже многие первоклассники не способны к распределению внимания. Они продолжали выполнять только первое задание. К числу таких детей относились 65% учащихся с неосложненной формой олигофрении и 95% учеников, у которых олигофрения осложнена нарушением нейродинамики. При этом умственно отсталые, характеризующиеся заторможенностью нервных процессов, не только не считали звуковые сигналы, но и выполняли корректурные пробы медленнее, чем обычно, допуская при этом большее количество ошибок. Возбудимые умственно отсталые дети не обращали внимания на метроном, но работали с корректурными пробами. Число ошибок непременно увеличивалось, однако дети их не замечали. В среднем показатель качества устойчивости внимания снизился у 80% детей [16].
Объем внимания умственно отсталых детей уже, чем у нормально развивающихся детей. Объем внимания учеников первого класса вспомогательной школы ограничивается 1-2 объектами и несколько расширяется по мере обучения, достигая 2-3 объекта к третьему классу. Среди умственно отсталых детей наиболее высокий показатель объема внимания отмечается у детей с неосложненной формой умственной отсталости. У детей с умственной отсталостью, осложненной нарушениями нейродинамики, объем внимания существенно уже. Особенно отчетливо это обнаруживается у детей с преобладанием процесса торможения, что связано с присущей им резко выраженной патологической инертностью нервных процессов, безразличным отношением к предлагаемому заданию.
Таким образом следует сделать вывод, что у умственно отсталых школьников сильно нарушено произвольное внимание, когда необходима целенаправленная деятельность. У таких детей с трудом привлекается внимание, непосильным оказывается его продолжительная активная концентрация, незначительные помехи отвлекают их. В сравнении с нормальными ровесниками у умственно отсталых школьников ограничен объем внимания. Обращая внимание на предмет, они замечают в нем меньше отличительных свойств. Это одна из причин, которая вызывает трудность в ориентировке на улице, в помещении, особенно в неизвестных местах. Нарушения внимания выражаются у школьников с нарушением интеллекта и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию учащиеся всегда затрачивают больше времени. Снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела, например, рисовать и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом по столу и т.д. Бедность интересов и повышенная утомляемость осуществляет негативное воздействие на развитие внимания умственно отсталым. Главными причинами, влияющими на результативность работы есть: отсутствие интереса, недоступность понять задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания. Все это оказывает влияние на формирование таких его качеств, как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, распределение. Таким образом, главными недостатками внимания умственно отсталых школьников являются нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания.
Библиографический список
1. Н.Ф. Добрынин, Произвольное и послепроизвольное внимание/ Добрынин Н.Ф. – М., 2001. – 231 с.2. А.Н. Леонтьев, Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов / под. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой – М.: Смысл: Академия, 2007. – 511 с.
3. А.Р. Лурия, Произвольное внимание и его развитие. Лекции по общей психологии / Лурия А. Р. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
4. У.В. Ульенкова, Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся в младших классах.// Дефектология / Ульяненко У. В. − 2003.−№2.− С.18-25.
vitaliy.mankovskiy.93@mail.ru, +7978-78-51-0-56 – Дарья Васильевна