Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Тараниченко Е.В., Красильникова Е.В. Изучение лексики на уроках иностранного языка с учетом психологических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста

Библиографическое описание:
Тараниченко Е.В., Красильникова Е.В. Изучение лексики на уроках иностранного языка с учетом психологических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Сам термин «лексика» происходит от древнегреческого, что переводится как, «слово», «оборот речи». Лексика - категория лингвистики, наука о языке, изучающая слова и их значения.

Лексика - это живой организм, она постоянно, беспрерывно эволюционирует: появляются новые слова, часть слов – исчезает из обихода. Роль лексики для овладения иностранным языком очень велика. Ее номинативная функция заключается в том, что она непосредственно передает предмет мысли, охватывает все сферы жизни, проникает в воображаемую сферу. Но лексика неразрывно связана с грамматикой. Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.

Начальный и средний этапы выбраны потому, что с них начинается обучение английскому языку и от того, насколько грамотно и методически верно учитель будет использовать приемы работы с лексикой, зависит успех в овладении предметом на последующем этапе в старших классах.

В системе языковых средств лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. При этом минимальной единицей обучения лексике является и слово, и устойчивое сочетание, и идиома. Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче он пользуется языком.

Рогова Г.В. в своей книге «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» выделяет три компонента содержания обучения лексике: лингвистический, методологический и психологический. Под лексической единицей подразумевается отдельное слово, устойчивое словосочетание, идиома. Их необходимый набор для решения речевых задач, обусловленных контекстом деятельности данной возрастной группы обучаемых, и составляет лингвистический компонент содержания обучения лексике на конкретном этапе обучения. Методологическийкомпонент содержания обучения лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию словарей, форме ведения индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики. Это те знания и умения, которые позволяют ученику работать над лексикой самостоятельно и независимо от внешних условий. Психологический компонент содержания обучения лексике связан с проблемой лексических навыков и умений.

Рогова Г.В. выделяет следующие задачи перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности. Для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо:

· найти слово в памяти, а, следовательно, оно должно быть заложено в память;

· произнести его, что предполагает владение его фонетической формой;

· включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой;

· включить сочетание в предложение, текст.

Для рецептивных видов речевой деятельности нужно:

· ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением;

· определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

Во всех случаях необходимо обучать словарной стороне речевых видов деятельности таким образом, чтобы учащиеся постоянно ощущали напряженность коммуникативной задачи, т.е. то, что слова им нужны для выражения мыслей и их распознавания. Только ясная речевая перспектива, считает Рогова Г.В., обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем. В этом случае возможно возникновение импринтинга (imprinting), психологического явления, описанного А.Н. Леонтьевым: механизм запечатления по типу «раз и навсегда». Для того, чтобы произошел импринтинг, нужно, чтобы то, что запоминается, отвечало бы потребности и немедленно подкреплялось ее удовлетворением. Применительно к словам иностранного языка это значит, что должно существовать напряжение речевой потребности. Тогда в памяти образуется как бы ловушка для слова, благодаря чему оно и запечатлевается.

Соловова Е.Н. в книге «Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций» рекомендует расширять объем индивидуальных семантических полей с учетом объективных и субъективных факторов, а также советует заменить колонку транскрипции колонкой с синонимами, антонимами, словосочетаниями и предложениями с изученными словами. Это объясняется тем, что транскрипцию надо уметь читать, а писать ее просто необязательно. В плане лексики, употребление слов представляет наибольший интерес и наибольшую сложность для учащихся. Нельзя допустить того, чтобы слова в индивидуальных словарях лежали без движения. Они должны быть в постоянном употреблении. Работа над накоплением словаря сопровождает весь процесс обучения. На каждом втором уроке должно происходить знакомство с новой порцией слов и работа по ее усвоению. У учащихся необходимо пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса. Самым убедительным свидетельством владения словарем является способность принимать участие в общении в устной форме и при чтении. Очень важно задать такую установку уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

Таким образом, мы определили сущность и рассмотрели особенности содержания обучения лексической стороне речи на начальном этапе, опираясь на методические разработки известных отечественных авторов. Специфика лексики заключается в том, что она включена во все виды речевой деятельности. В свою очередь, содержание обучения лексике включает три основных компонента: лингвистический, методологический и психологический. Важно отметить такую проблему, как ведение словарей учащимися и их оторванность от языковой практики. Кроме того, для эффективности запоминания лексики на начальном этапе важно установление взаимосвязи между компонентами процесса обучения иноязычной лексике.

Многие ученые полагают, что очень важно обращать внимание на особенности развития познавательных процессов особенно на начальном этапе обучения. Начальной ступенью обучения иностранному языку называют II, III, IV классы начальной школы. К этому моменту у ребенка подразумевает совершенствование ощущений, восприятий и наглядных представлений, а именно повышается острота зрения, точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, усваиваются сенсорные эталоны, и происходит овладение перцептивными действиями. А так как в младшем школьном возрасте продолжает формироваться сенсорное развитие, поэтому именно оно является основой для дальнейшего формирования восприятия. Характерной чертой восприятия является сложность в дифференцировании воспринимаемой информации. Младшие школьники допускают ошибки при восприятии сходных по тем или иным качествам объектов. Одной из особенностей восприятия является зеркальное отражение воспринимаемого материала. Так в написании букв английского алфавита происходит замена t на f. Кроме того, восприятие тесно связано с практической деятельностью ученика. Младший школьник воспринимает предмет хорошо, когда он производит какие-либо действия с ним. Следовательно, следует учитывать эту особенность восприятия при введении нового материала. Младшие школьники замечают в предметах яркий, но не обязательно главный признак. И это обязательно следует учитывать при использовании наглядности, которая помогает приведении нового лексического материала. Память играет важную роль в развитии познавательных процессов. На протяжении всего младшего школьного возраста возрастает роль произвольной памяти. Показателем произвольности служат приёмы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание, а затем уже чередуется прочитывание с воспроизведением заучиваемого материала. Возрастная особенность внимания младшего школьника – это сравнительная слабость произвольного внимания. Непроизвольность внимания в начале обучения требует от учителя большей концентрации внимания учеников на изучаемом предмете. Основной формой мышления в начале младшего школьного возраста является мышление, опирающееся на наглядность. В учении развивается способность к рассуждению, выводам и умозаключениям. С развитием мышления связано развитие речи. С поступлением ребенка в школу происходит увеличение словарного запаса, а также становиться более точным значение слов. В младшем школьном возрасте ребёнок оперирует речью как способность выражать свои мысли, идеи и желания. Речь в процессе обучения развивается путём чтения вслух и рассказов о себе. Исследования многих ученых подтверждают тот факт, что положительная мотивация к учебе у младших школьников являются залогом качественного обучения на последующих этапах развития.

В отличие от младшего школьного возраста, средний (подростковый) возраст характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.

Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.

Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток усиленно требует доказательств». Улучшается способность к абстрактному мышлению. Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления позволили педагогам и психологам говорить о кризисе подросткового возраста. В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.

Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача, в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста при обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач. Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения. Для подростка большое значение будет иметь интересная, увлекательная информация, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Хороший учебный эффект дает периодическая смена видов деятельности – не только на уроке, но и при подготовке домашних заданий. Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости, связанной как и с учебной нагрузкой, так и с общим процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания. В связи с этим, необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с практической жизнью. Известно, что учащиеся до изучения соответствующих разделов школьной программы часто уже располагают определенными житейскими представлениями и понятиями, которые позволяют им достаточно хорошо ориентироваться в повседневной практике. Это может стимулировать учащихся в приобретении и усвоении новых знаний.

Таким образом, и младший и подростковый школьный возраст имеют свои возрастные и психологические особенности, которые должны учитываться педагогом при подборе разнообразных методов и приемов активизации лексики на уроках. Было отмечено, что приемы семантизации зависят и от возрастных особенностей учащихся, и от задач, стоящих перед этим периодом, и от того психолого-педагогического факта, что этот период начинает обучение. Все это необходимо учитывать при выборе приемов семантизации лексических единиц, упражнений для их активизации и учебных материалов. Следует помнить, что существуют особенности личности детей младшего и среднего школьного возраста создают дополнительные трудности в процессе обучения. Поэтому при отборе наиболее эффективных средств семантизации и активизации лексики необходимо учитывать ряд возрастных и психологических особенностей детей данного этапа обучения. Для младших школьников это: увлечение самим процессом деятельности, непроизвольное внимание, образное мышление, неустойчивость эмоционального состояния ребенка, быстрая утомляемость, подвижность, недостаточное развитие сосредоточенности, устойчивости внимания, игра – ведущий способ обучения.

Для учеников средних классов это: абстрактно-логическое мышление, стремление к новизне, к подвижным играм, процесс запоминания базируется на понимании. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим. Учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится коммуникативное, интимно-личностное общение. Снижение интеллектуальной продуктивности, вызванная гормональной перестройкой, смена ведущего типа деятельности являются причинами снижения учебной мотивации в этот период. Детям нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие.

Мы выделили три наиболее эффективных приема презентации лексических единиц на начальном и среднем этапе обучения английскому языку - это наглядность, игры (выбор игр зависит от возрастных особенностей), компьютерные технологии

Таким образом, каждый школьный возраст имеет свои особенности как психологические, так и физические. Деятельность учителя должна строиться таким образом, чтобы учитывать эти особенности и применять эффективные формы и приемы работы в процессе учебной деятельности. Как показывает опыт, использование игровых и компьютерных технологий приносят максимально положительный результат в обучении лексике.

Библиографический список

1. Богданова И.И. Виды наглядных пособий (обзор писем) // Иностранные языки в школе, 1995. - №3. – С. 74.

2. Бутко Г.В. Наглядные пособия на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 1988. - №2. – С. 51-524.

3. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам Лингводидактика и методика. - Академия, 2006. – 205 с.

4. Гальскова Н.Д. Современна методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000. – С. 16.
2023