Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf
Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.
Новая реальность внесла значительные коррективы в систему дошкольного образования. И единственной формой образования стала – дистанционная.
А что же это – дистанционное образование? В настоящее время под термином «дистанционное образование» понимается внушительное многообразие обучающих курсов, программ и лекций, мастер-классов, видео-уроков и др.
В новых жизненных реалиях дистанционное образование стало новой вариативной формой дошкольного образования. А на период самоизоляции – единственной!
Но готовы ли к такой форме образования педагоги, дети, родители?
Педагоги ДОО прекрасно владеют наглядными средствами организации образовательного процесса, организовывают детскую игру и поддерживают инициативу ребенка. Но большинство педагогов не владеют цифровыми технологиями или испытывают некоторые технические затруднения в применении, внедрении этих технологий в образовательную среду.
Но, к счастью, с самых первых дней воспитатели ДОО начали свою работу в режиме дистанционного образования. Именно в режиме самоизоляции раскрылись те педагоги, которые стремительно занялись самообразованием. Разнообразие бесплатных вебинаров, семинаров и курсов пришли на помощь педагогам.
Из своей практики могу сказать одно, что из множества представленных форм дистанционного образования, а их было много (видеоролики с информацией по теме, видео-уроки, аудио-книги, онлайн-путешествия, конспекты занятий, онлайн-платформы, пошаговые мастер-классы и др.), наиболее востребованной формой оказались видео мастер-классы с пошаговым изготовлением чего-либо или рисованием.
Рис. 1 «Космическая лаборатория»
Хочется отметить, что все предлагаемые нами мастер-классы, всегда были очень доступны (в материалах) и носили функцию не «загрузить родителя», а «разгрузить», помочь заинтересовать ребенка.Обучение на платформе zoomвызвало яркие эмоции у детей только лишь на самых первых встречах, поэтому дальнейшее использование данной платформы мы посчитали непродуктивным. Кроме того, не у всех детей была возможность такого обучения.
Рис.2 «Образование на платформе Zoom»
Безусловно, эффективность дистанционных занятий с дошкольниками в условиях самоизоляции в значительной мере обусловлена мотивированностью и организованностью педагогов ДОО и родителей.Рис.3 «Поделки из пластиковых бутылок, пошив эко-сумок»
В рамках дистанционного образования в детском саду в период самоизоляции нам удалось реализовать проект «Экологические тропинки». Совместная и сплоченная деятельность детей, родителей и педагогов помогли в его реализации.В процессе самоизоляции педагоги продемонстрировали родителям свою грамотность, образованность и компетентность (или их отсутствие), т.к. в основном общение с родителями происходило через мессенджеры Viber или WhatsApp.
Таким образом можно сказать, что сложившаяся ситуация, внедрившая дистанционное образование, как новую форму дошкольного образования, «продемонстрировала» компетенции педагога в общении с родителями и способность педагогов и их желание к самообразованию.
Дистанционное образование детей напрямую зависело от возможностей и желания родителей. Задачей педагогов на этот период было – заинтересовать, в первую очередь, родителей, чтобы у тех возникло желание сделать предложенное педагогом совместно с ребенком.
В числе отрицательных моментов дистанционного образования необходимо отметить следующее:
- не все педагоги и родители имеют техническую возможность реализовать данную форму обучения;
- некомпетентность педагогов и родителей в сфере ИКТ;
- нежелание педагогов самореализовываться;
- отсутствие грамотной методической поддержки;
- нехватка времени у педагогов и родителей;
- негативное влияние гаджетов (телефонов, планшетов, ноутбуков) на здоровье детей;
- отсутствие физической нагрузки.
В целом, период дистанционного образования в ДОУ показал, что у педагогов есть мотивация, и психологическая готовность к тому, чтобы работать в экстремальных для них условиях дистанционного формата дошкольного образования и самоизоляции. Педагогическое сообщество смотрит позитивно на возможность работы в изменившихся условиях, готово полноценно участвовать в реализации дошкольного образования в дистанционном формате как временной меры и/или для определенной категории детей при условии обеспечения методической и технологической поддержки, безопасности детей.
Но, «живое общение» никто не отменял! Социализация, здоровый и подвижный образ жизни – все это наиболее приоритетнее различных инноваций! Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
Список литературы:
1. Андреев А.А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В.И. Солдаткин, С.Л. Коплан, Г.А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.
2. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
3. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.
5. Шукшина Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.