Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Исупова Е. Г. Рекомендации по организации социально-психологической профилактики агрессивного поведения и реабилитации подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Личность имеет социально-общественную природу и создается под воздействием окружающей социальной среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек. Ученые – педагоги и психологи в большинстве своем рассматривают процесс развития ребенка с антинаучных позиций и понимают его неверно. И предпосылки (движущие силы) развития тоже понимаются ими неправильно.
Самый трудный период для подростка – это его подростковый возраст, иначе переходный, так как на протяжении всего периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Этот переход затрагивает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное и нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
На фоне физиологического взросления происходят и психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.
Отклоняющееся поведение личности регулируется разными социальными институтами. Общественное действие может носить характер нормативных, санкционных мер, медицинского и педагогического действия, социальной и психологической поддержки. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует отлично продуманной системы социальных действий.
Психологи выдвинули ряд теорий, объясняющих агрессию социальными или психологическими факторами. Вот некоторые из них: склонность людей подражать агрессивному поведению других (иногда называемому моделированием), особенно в тех случаях, когда такое поведение считается безнаказанным или вознаграждается каким-либо образом; идея о том, что чувство социальной, экономической или политической несправедливости может привести к агрессивному поведению (иногда называемой относительной депривацией).
Кроме того, существует ряд других теорий, таких как теория возбуждения, десенсибилизация, растормаживание, теория передачи возбуждения, теория относительной депривации и социальный конструкционизм, которые стремились объяснить агрессию в социально-психологическом плане.
Агрессивное поведение нередко бывает вызвано такими главными отрицательными эмоциями как гнев, враждебность, злоба, омерзение, возмущение, ужас, тревога, чувство вины. При всем этом оно проявляется в стычках, избиениях, оскорблениях, травмах, убийствах, изнасилованиях, порче собственности. Одновременно сами эмоции могут по-разному повлиять не только на разных индивидуумов, но и на одного человека и того же человека в разных ситуациях. При всем этом отрицательные эмоции способны оказывать не разовое действие и влиять на осознание мира вокруг, изменяя его на более мрачное. Так как дети имеют разные эмоциональные пороги, то и частота проявления чувств, а значит и агрессии у них может существенно различаться. Нормы проявления чувств и эмоций, а также восприятие внешнего мира и внутренних факторов обычно устанавливаются культурой, к которой принадлежит индивидуум. Агрессивное поведение подростков обусловлено недостатком воспитания, важную роль в котором играют не только семья и школа, но и социальная среда в целом. Например, огромное воздействие оказывают средства массовой информации.
Агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. При всем богатстве исследований, в современной западной и отечественной психологии чувствуется недостаток развития многих аспектов исследования проблемы человеческой агрессивности. Таким образом, отсутствует консенсус в отношении определения злости, и ее обстоятельств. Ни одна из теорий не может дать совершенного ответа на эти вопросы, а затрагивает только определенный аспект проблемы.

Коррекционная работа с подростками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по профилактике девиантного поведения имеет свои особенности. На исходных этапах не показаны массовые формы, не говоря уже о практически неминуемой отрицательной консолидации подростков в группе. Индивидуальная работа с ребенком считается более эффективной. Параллельно с самого начала необходимо приступать к работе с семьёй. Впоследствии, из диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности обязана вытекать психо - коррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Но ведущей следует считать индивидуальную работу с ребенком. Абсолютно неэффективными оказываются совместные разговоры о необходимости «отлично себя вести».

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей характера и способностей. Необходимо стремиться к наибольшему сокращению периода свободного времени ребенка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к позитивно создающим личность занятиям: чтение, самообразование, рукоделие, музыка, спорт, и т. д.
Психолого-педагогическая помощь, направленная на коррекцию агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в первую очередь ориентирована на основные факторы, способствующие его возникновению и проявлению:
а) исправление существующих нарушений в эмоционально-волевой, мотивационно-нравственной сферах;
б) работа по преодолению нарушений семейного воспитания (коррекция родительских установок, развитие эффективного стиля взаимодействия с детьми, гармонизация существующих отношений в семье);
в) гармонизация межличностных отношений в группе сверстников (создание условий для укрепления межличностных отношений, удовлетворение требований о статусе подростков);
г) коррекция педагогических взглядов и отношений к агрессивным детям; обучение учителей эффективным способам взаимодействия с ними.
Психологическая же помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и различается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы как конфиденциальность, добровольность и свой личный интерес, как принятие человеком ответственности за свою жизнь, доверие, помощь, уважение личности и индивидуальности.
По мнению ведущего специалиста в области профилактики девиантного поведения Змановской Е.В., психологическая помощь имеет два направления: психопрофилактическое и коррекционно-реабилитационное (превенция и интервенция).
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и особых мероприятий на различных уровнях общественной организации: общегосударственном, правовом, финансовом, медико-санитарном, педагогическом, общественно-психическом. Условиями удачной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
«Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика нацелена на ликвидацию неблагоприятных обстоятельств, какие вызывают определенное явление также на повышение стойкости личности к воздействию этих причин. Первичная профилактика может обширно проводиться среди несовершеннолетних.
Задача вторичной профилактики – раннее обнаружение и реабилитация нервно-психологических нарушений и работа с «группой риска», например с детьми, которые имеют выраженную предрасположенность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие особые задачи, как исцеление нервно-психологических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Также она может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением».
Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она более продуктивна в форме воздействия на условия и предпосылки, которые вызывают девиантное поведение, на ранних этапах возникновения проблем.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость.
Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Для этого обычно обширно употребляется информация, подтвержденная сведениями статистики, к примеру, о губительном воздействии наркотических средств на здоровье и личность. Часто информация имеет запугивающий характер. При всем этом перечисляются отрицательные результаты употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация. Метод усиливает познания, но нехорошо воздействует на изменение поведения. Само по себе уведомление не понижает степень девиаций. В неких же вариантах, напротив, раннее знакомство с девиациями провоцирует укрепление энтузиазма к ним. Запугивание в том же духе может активизировать когнитивно - эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
Перспективному развитию данного подхода может содействовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим чертам.
Третья форма психопрофилактической работы – функциональное обучение социально-важным навыкам. Данная модель в большей степени реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.
Тренинг резистентности (устойчивости), к негативному социальному воздействию. В ходе тренинга меняются установки на девиантное поведение, создаются навыки определения маркетинговых стратегий, развивается дееспособность произносить «нет» в случае давления ровесников, дается информация о вероятном негативном воздействии родителей и других взрослых.
Тренировка ассертивности или же аффективно-ценностного изучения. Она реализована на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с чувственными нарушениями. Для предостережения данной проблемы молодых людей учат распознавать впечатления, выражать их применимым образом и практически сразу управляться со стрессом. В ходе психологической работы создаются навыки принятия решения, увеличивается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития положительных ценностей.
Тренировка формирования актуальных способностей. Под актуальными способностями понимают общественные умения личности. Также это умение общаться, поддерживать дружественные связи и конструктивно решать инциденты в межличностных отношениях. Еще это способность воспринимать на себя обязанность, ставить цели, отстаивать собственную позицию и интересы. Актуально важными считаются способности самоконтроля, уверенного поведения, убежденного поведения, конфигурации себя и окружающей ситуации.
Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. К альтернативным формам активности относят: познания (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно – духовная, благотворительная).
Эта форма реализуется практически во всех программах оказания поддержки в случаях сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании основными профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, формирование возможности любить и быть обожаемым, создание умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они сформировывают потребности личности чрез втягивание ребёнка в различные активности – спорт, художество, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность делается уязвимой в отношении отрицательных потребностей и занятий.
Пятая форма – организация здорового вида жизни. Она исходит из представлений о собственной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и собственным организмом. Умение человека достигать рационального состояния и удачно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма – минимизация отрицательных последствий девиантного поведения. Данная форма работы употребляется в вариантах уже сформированного отклоняющегося поведения. Она ориентирована на профилактику рецидивов или их отрицательных последствий. В разных видах психопрофилактической работы могут употребляться идентичные формы и способы. По методике организации работы выделяют последующие формы психопрофилактики: персональная, семейная, групповая. В целях предостережения отклоняющегося поведения употребляются разные социально-психологические способы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
Для профилактики девиантного поведения у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно использовать цикл занятий, построенный в соответствии с шестой формой - «Активизация собственных ресурсов». Главная цель данного психопрофилактического цикла – это инициировать у участников занятий процессы самопознания, рефлексии. Именно анализ и сознание сущности и последствий собственных агрессивных действий приводят к затормаживанию агрессивного поведения.
Занятия цикла следующие:
1-е занятие: Мотивирующее. Психолог рассказывает о важности самовоспитания и самопознания. Упражнения на тему «Знаешь ли ты себя?». Например, к одному из них инструкция звучит так: «Нарисуй схему, в центре которой будет кружок с твоим «Я», а от кружка в разные стороны расходятся лучики с вопросами: Какой у меня характер? О чем я мечтаю? Какие книги я люблю читать? Что у меня лучше всего получается? Кем я хочу стать в будущем? Чем я люблю заниматься больше всего? Какое настроение у меня бывает чаще всего? И т.п.». Количество вопросов может быть бесконечно большим.
2-е занятие. «Каков характер, таковы и поступки». Цель – изучение своего характера и своих представлений о нем. Особенное внимание уделяется агрессивности, так как большинство девочек-подростков с агрессивным поведением не считают, что у них есть эта черта. Инструкция к центральному упражнению может звучать так: «Нарисуй кружок. В котором расположи свое «Я среди людей». От кружка идут лучики вопросов: Часто ли я вступаю в конфликты? Почему? Какие компании меня привлекают? Кто лучше всего понимает меня? Считают ли меня порядочным человеком? Как я отношусь к людям? Каких людей я уважаю? Интересно ли со мной друзьям? Как я веду себя с разными людьми в разных ситуациях? И т.п.».
3-е занятие. Посвящено рассмотрению групп черт характера и анализу своего характера. Группы следующие: 1) черты характера, которые являются моральными качествами – добродетелями или пороками; 2) волевые черты характера.
4-е занятие. «Поведение и культура». Групповая дискуссия о том, что такое культура поведения. Ключевые настройки: общепризнанные нормы, вежливость, достоинство, общая культура, порядочность, отношения между людьми.
5-е занятие. «Поведение и нравственная позиция». Групповая дискуссия о том, что такое нравственность, какие поступки считать нравственными. Ключевые настройки: правильный поступок, мотивы своего поведения, мотивировки, долг, честь, совесть, справедливость, счастье, добро.
6-е занятие. «Последствия наших действий и слов». Групповая дискуссия об ответственности за свои поступки и слова. Ключевые настройки: ответственность, индивидуальная ответственность, коллективная ответственность, групповые эффекты рискованных решений, вежливые и грубые слова.
7-е занятие. «Труд – основа жизни любого человека». Информирование о профессиях и различных родах занятий. Построение жизненных планов, связанных с выбором профессии. Групповое обсуждение «Можно ли прожить без труда?».
8-е занятие. «Какой может быть девушка, женщина?». Групповая дискуссия о различиях в психологии женщин и мужчин, о различном отношении к ним со стороны общества, об их разном жизненном предназначении.
9-е занятие. «Думай обо всем, что видишь, слышишь, изучаешь». Информирование о важности сопоставления прошлого, настоящего, будущего своей жизни. Групповое обсуждение по теме «Почему нужно анализировать свое прошлое и свою личность?».
Социально-психологическая реабилитация - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель социально-психологической реабилитации подростков с девиантным поведением состоит в ослаблении или устранении тех форм поведения, которые препятствуют социальной адаптации.
Отличительной особенностью социально-психологической реабилитации является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согласие должны исходить от законных представителей интересов ребенка.
Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых шагах социально-психологической поддержке человек противится изменениям, несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности.
Групповая работа дополняется и индивидуальной консультативной деятельностью. Диагностика, как отмечают практически все опытные консультанты, не является самоцелью, и не может сменить психотерапевтического общения. Однако она является значимым дополнением процесса оказания консультаций, которые позволяют углубить отношения с клиентом.
В ходе оказания консультаций возможно формирование взгляда на других людей не как на врагов, а как на товарищей, формирование доверия людям вообще.
Кочюнаса Р. утверждает, что злость и враждебность хоть и доставляют немало хлопот, но все же, не являются чем-то необычным: «Враждебность имеет свой смысл – она является средством самозащиты, кроме того, она значительно действеннее, чем страх. Иначе говоря, злость является не только сигналом, предупреждающим об опасности, подобно тревожности или страху, но и чувством, обусловливающим самозащиту, она порождает агрессивность».
Любому психологу, педагогу – психологу, учителю - дефектологу важно знать о злости и агрессивности подростка следующее:
-                           историю происхождения злости, враждебности, агрессивности, ненависти;
-                           кого может «замещать» психолог при проявлениях озлобленности подростка;
-                           иногда злость скрывает тревожность;
-                           психолог сам обязан осознать свои чувства по отношению к подростку;
-                           следует помогать подростку вербализовать свои переживания;
-                           помнить, что со злостью и враждебностью нельзя справиться только дисциплинарными мерами – она может иметь слишком глубокие корни.
На базе получаемых данных можно построить эффективную коррекционную деятельность, включающую разные виды и формы психологической поддержки и помощи: консультирование, тренинг, психологическое просвещение, психотерапевтическую работу. Для данной цели применяются разработанные, утвержденные и сертифицированные психологические программы профилактики агрессивного поведения детей и подростков.
Коррекционная психолого-педагогическая программа для младших школьников с проблемами поведения «Преодолеем свой гнев» (авт. Арзамасцева Е.А.). Ожидаемые итоговые результаты реализации данной программы: уменьшение количества учащихся с агрессивным поведением, создание условий для формирования комфортной образовательной среды.
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для обучающихся, имеющих высокий уровень агрессивности (авт. Серебрякова Н.В.). Ожидаемые результаты: снижение эмоциональной напряженности, разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижение частоты конфликтов и ссор с детьми и многое другое.
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Трамплин в будущее». Оказание экстренной психологической помощи детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии (авторы Кондакова О.Н., Эберт В.В.). Программа ориентирована на следующие кризисные состояния: постравматическое стрессовое расстройство, переживание утраты и кризис разлуки, кризисы насилия, суицидальное поведение, агрессивное поведение, страхи.
Рост социальной напряженности наблюдается по всему миру. Деформация жизненных ценностей привела наше общество, в настоящее время, к суровым последствиям. Раньше среди правонарушений, совершаемых детьми в возрасте от 11 – 16 лет, преобладали мелкие кражи и незначительные хулиганские проделки, они не приносили вреда окружающим людям. Реальность сегодняшнего времени – рост агрессивности в подростковой среде. Если преступность молодого поколения возросла в 1,5 раза, то подростков уже в 2 раза. Причем большее число правонарушений, совершаемое подростками, те которые влекут за собою телесные повреждения. Агрессивные дети, в виду различия своих индивидуальных особенностей и особенностей поведения, так же имеют различия и в общих чертах, таких как, скудность ценностных ориентаций, отсутствие каких – либо увлечений, ограниченность и неустойчивость интересов. Как правило, такие дети имеют небольшую степень интеллектуального развития, инфантильность нравственных представлений, их внушаемость и подражательность завышены. Эти дети эмоционально озлоблены, как против своих сверстников, так и против взрослых. Ввиду пережитых актуальных неудач, таких как – бросил отец, низкая успеваемость в школе, или, например, отчислили из какой – либо секции. Все это является основанием к росту подростковой агрессии. О враждебной агрессии говорят и тогда, когда ключевой целью субъекта является принесение страданий жертве. При этом считается, что основания развития и закрепления такого поведения следует в первую очередь находить в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, и в наиболее поздние периоды, включая и подростковый возраст. Существует огромное количество исследований, которые внушительно демонстрируют зависимость негативных взаимоотношений в системе «родитель-ребенок», эмоциональной депривацией в семье и агрессией. Не вызывает сомнения и то, что между жесткостью наказания, и уровнем злости детей, есть зависимость, при этом даже в тех вариантах, когда возмездие является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть употребляется в качестве воспитательной меры, направленной на понижение злости и создание не агрессивного поведения подростка.
Профилактику и искоренение враждебного поведения можно проводить по-разному. Агрессивные поступки, или должны быть оставлены без подкрепления, без заслуг, или они должны быть наказаны. Однако, когда дело доходит до подросткового гнева, пренебрежение его действиями чревато опасными последствиями и может привести к предстоящей эскалации агрессивного поведения, его превращения в обычную форму личного поведения, поскольку отсутствие реакции взрослых на такое поведение само по себе может стать позитивной подкрепляющей агрессией.
Важнейшим условием действенной социализации и профилактики развития агрессивных форм поведения является формирование мотиваций привязанности, посредством которой у ребенка возникает надобность во внимании, интересе и согласия окружающих, и в первую очередь - родителей.
Коррекционная служба по профилактике агрессивного поведения с детьми обладает своими особенностями. Главный упор следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совсем малопродуктивными оказываются общие диалоги о необходимости «отлично себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов ребенка с учетом особенностей его характера и возможностей.

Библиографический список.
1.       Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: РГБ, 2008.
2.       Беличева С.А. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.
3.       Болотин Ю.Е., Чугунова К.А., Панишева М.А. Агрессивное поведение подростков // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам V международной научо-практической конференции № 5(4). – Новосибирск: СибАК, 2017.
4.       Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 1-3). – С-Пб.: ЗАО «ПОНИ», 2010.
2020