Библиографическое описание:
Блинкова Е.А. Методическая разработка проекта по формированию предложно-падежных конструкций с использование планшета «ЛОГИКО-Малыш» // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку проекта по теме: «Формирование предложно – падежных конструкций у детей с ОНР с использованием планшета «логико-малыш» издательского дома «Зимородок».
Вид проекта: долгосрочный, творческо-познавательный.
Участники: учитель – логопед и воспитатели подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, воспитанники и их родители.
Актуальность проекта: Своевременное формирование грамматического компонента языковоӗ системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей̆, в проявлении важнейших психических процессов: таких, как память, восприятие, эмоции.
Использование игр и упражнений на планшете «логико – малыш» способствует формированию предложно – падежных конструкций (далее ППК).
Техническое оснащение: планшет "Логико-малыш", серия самостоятельно разработанных карточек к планшету, ноутбук, интерактивные книжки с окошками игры на подготовительном этапе.
Формы работы
С детьми: беседы, индивидуальная работа, дидактические игры, в том числе на планшете «логико – малыш».
С родителями: беседы, наглядно-информационные.
В начале учебного года была проведена диагностика уровня сформированности состояния ППК у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для обследования использовались материалы Нищевой Натальи Валентиновны: для определения понимания и употребления ППК в речи.
Критерии:
4 балла – ребенок правильно использует ППК;
3 балла – ребенок быстро и самостоятельно выполняет задание, правильно понимает значение предлогов, правильно называет предлоги, не допуская ошибок;
2 балла – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, правильно понимает значение предлогов, но испытывает трудности в правильном употреблении ППК;
1 балл – ребенок не может выполнить задание, не использует помощь взрослого, постоянно ошибается при выполнении инструкций.
Обследование выявило:
- Воспитанники испытывают трудности в понимании значения предлога;
- Пропускают или заменяют предлог;
- Не используют в речи сложные предлоги: такие как из-за, из-под;
- Испытывают трудности в согласовании предлогов с существительными в косвенных падежах;
- Испытывают трудности при определении пространственного расположения объектов;
Вывод: дошкольники с ОНР нуждаются в проведении коррекционной работы по формированию ППК.
Формирование ППК при ОНР происходит поэтапно.
1 этап: Формирование ППК у детей с ОНР тесно связано с развитием пространственных представлений и пространственного праксиса. У детей с ОНР наблюдается пространственная незрелость: затруднения в дифференциации понятий «справа» и «слева», «под» и «над», «перед» и «за» обозначающих местонахождение объекта, трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Испытывают трудности при определении пространственного расположения объектов.
2 этап: Работа по развитию понимания смыслового значения предлогов.
3 этап: Закрепление правильного употребления в речи.
На начальном – подготовительном этапе необходимо провести работу по формированию пространственного восприятия, пространственных представлений, как основы понимания и владения пространственными предлогами и последующего формирования ППК.
Развитие пространственных представлений происходит с использованием упражнений, направленных на овладение схемой тела: в процессе занятий, в игровой деятельности, в режимных моментах.
- Игры с перестроением по словесной инструкции;
- Развитие умения ориентироваться на плоскости листа («графические диктанты», срисовывание по образцу, «дорисуй половину» и т.п.);
- Определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева);
- Книги – рассматривания: «Виммельбухи», «Найди и покажи».
Развитие понимания смыслового значения предлогов
Наиболее эффективными приемами работы являются: использование графических обозначений ППК. Данные приёмы способствуют формированию правильного представления о лексическом значении предлога, как средства выражения связи между словами.
Работа начинается с предлогов с ярко выраженным конкретным значением: в, на, под, а позднее - предлоги над, из, за, перед, между, по и др. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация предлогов.
В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.
Работа ведется по плану:
- Выполнение действия с предметами логопедом, интонационное выделение предлога;
- Выполнение действий ребенком, вербальное обозначение;
- Выполнение действия всеми детьми;
- Составление словосочетаний, предложений по образцу;
- Самостоятельное составление словосочетаний и предложений по картинкам;
- Обобщение и дифференциация значений предлогов при выполнении упражнений с использованием графических схем;
- Автоматизация полученных грамматических навыков на новом лексическом материале и при организации высказывания;
- Объяснение значения каждого предлога сопровождается неоднократным наглядным показом на конкретных предметах и манипуляциями с ними.
Для ознакомления с предлогами было изготовлено пособие «Озорной колобок», «Домик Карамельки», где наглядно видны все перемещения в пространстве. На этом этапе – в процессе игры – происходит закрепление за предлогом его графического изображения – символа.
Сначала отрабатывается каждый предлог в отдельности.
Изготовлены игры с предлогами. «Димино» - различение картинок с разными предлогами (разным смысловым значением), «Мемори» - зрительное запоминание и проговаривание, «Парные картинки» закрепление связи предлога и графического изображения и «Назови предлог» (на фоне предложения).
После того, как дети усваивают смысловое значение предлога, переходим к следующему этапу: закреплению правильного употребления предлога в речи.
Для этого можно использовать различные интерактивные книги, взаимодействующие с читателем, помимо чтения, и иными видами деятельности: книги с окошками, где дети выполняя открывание окошек, оречевляют свои действия - происходит закрепление правильного употребления ППК.
Настольные игры,
направленные на закрепление правильного употребления предлогов в речи
- «Предлоги»
- «В мире слов – предлоги»
- Рассказы по картинкам: «В детском саду», «На прогулке»
- Интерактивная игра (с использованием технич. средств) «Fancy zoo»
- «Побег из зоопарка»
- Ребусы с предлогами
- Игры и упражнения, созданные самостоятельно: «Домик Карамельки», «Домино», «Лото», «Составь предложение» (с заданным предлогом по картинке или по представлению), «кубики с предлогами»
Планшет «Логико – малыш»
- Основа с разноцветными передвижными фишками
- Комплекты карточек
- Отвечая на вопрос, ребенок передвигает цветную фишку на нужное место
Я разработала и подготовила серию игр к планшету по формированию предложно-падежной структуры:
- комплект карточек «Подбери символ к сюжету»
- комплект карточек «Подбери пару»
- комплект карточек «Короткие истории»
- комплект карточек «Что где находится»
«Подбери символ к сюжету»
Карточки пособия направлены на развитие смыслового понимания значения предлога, закрепление связи между смысловым значением предлога и его графическим изображением.
«Подбери пару»
В игре ребеноку нужно найти картинки со схожим предлогом. И поставить фишку на соответствующее место. Например: Божья коровка сидит под грибом – пчелка пролетает под банкой.
«Короткие истории»
Карточки пособия разработаны по лексическим темам в соответствии с последовательностью изучения предлогов.
На обратной стороне карточки представлены наводящие вопросы, ответив на которые ребенок может составить предложение с предлогом по предложенной картинке. Далее нужно определить предлог конструкции и соединить фишкой с соответсвующим символом данного предлога.
«Что где находится»В игре нужно подобрать соответствующий символ к предмету. Так же предлагаются наводящие вопросы, расположенные на обратной стороне каждой карточки.
Играть можно с прищепками. Где на прищепку прикрепляется символьное изображение предлога. Прищепки прикрепляются на карточку в соответствии со смыслом.
Пройдя все этапы работы с данными пособиями было проведено исследование, направленное на понимание и употребление предлогов.
Полученные результаты работы свидетельствовали о уменьшении количества воспитанников с «низким речевым уровнем». Выявляется закономерность между ростом количества детей с «достаточным уровнем» и уменьшением количества воспитанников со «средним уровнем» речевого развития.
Сравнительная диагностика сформированности предложно-падежных конструкций у детей с ОНР показывает, что работа по представленному педагогическому опыту позволяет улучшить показатели его развития у детей.
Блинкова Е.А. Методическая разработка проекта по формированию предложно-падежных конструкций с использование планшета «ЛОГИКО-Малыш» // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку проекта по теме: «Формирование предложно – падежных конструкций у детей с ОНР с использованием планшета «логико-малыш» издательского дома «Зимородок».
Вид проекта: долгосрочный, творческо-познавательный.
Участники: учитель – логопед и воспитатели подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, воспитанники и их родители.
Актуальность проекта: Своевременное формирование грамматического компонента языковоӗ системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей̆, в проявлении важнейших психических процессов: таких, как память, восприятие, эмоции.
Использование игр и упражнений на планшете «логико – малыш» способствует формированию предложно – падежных конструкций (далее ППК).
Техническое оснащение: планшет "Логико-малыш", серия самостоятельно разработанных карточек к планшету, ноутбук, интерактивные книжки с окошками игры на подготовительном этапе.
Формы работы
С детьми: беседы, индивидуальная работа, дидактические игры, в том числе на планшете «логико – малыш».
С родителями: беседы, наглядно-информационные.
В начале учебного года была проведена диагностика уровня сформированности состояния ППК у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для обследования использовались материалы Нищевой Натальи Валентиновны: для определения понимания и употребления ППК в речи.
Критерии:
4 балла – ребенок правильно использует ППК;
3 балла – ребенок быстро и самостоятельно выполняет задание, правильно понимает значение предлогов, правильно называет предлоги, не допуская ошибок;
2 балла – ребенок выполняет задание медленно, с помощью взрослого, правильно понимает значение предлогов, но испытывает трудности в правильном употреблении ППК;
1 балл – ребенок не может выполнить задание, не использует помощь взрослого, постоянно ошибается при выполнении инструкций.
Обследование выявило:
- Воспитанники испытывают трудности в понимании значения предлога;
- Пропускают или заменяют предлог;
- Не используют в речи сложные предлоги: такие как из-за, из-под;
- Испытывают трудности в согласовании предлогов с существительными в косвенных падежах;
- Испытывают трудности при определении пространственного расположения объектов;
Вывод: дошкольники с ОНР нуждаются в проведении коррекционной работы по формированию ППК.
Формирование ППК при ОНР происходит поэтапно.
1 этап: Формирование ППК у детей с ОНР тесно связано с развитием пространственных представлений и пространственного праксиса. У детей с ОНР наблюдается пространственная незрелость: затруднения в дифференциации понятий «справа» и «слева», «под» и «над», «перед» и «за» обозначающих местонахождение объекта, трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Испытывают трудности при определении пространственного расположения объектов.
2 этап: Работа по развитию понимания смыслового значения предлогов.
3 этап: Закрепление правильного употребления в речи.
На начальном – подготовительном этапе необходимо провести работу по формированию пространственного восприятия, пространственных представлений, как основы понимания и владения пространственными предлогами и последующего формирования ППК.
Развитие пространственных представлений происходит с использованием упражнений, направленных на овладение схемой тела: в процессе занятий, в игровой деятельности, в режимных моментах.
- Игры с перестроением по словесной инструкции;
- Развитие умения ориентироваться на плоскости листа («графические диктанты», срисовывание по образцу, «дорисуй половину» и т.п.);
- Определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева);
- Книги – рассматривания: «Виммельбухи», «Найди и покажи».
Развитие понимания смыслового значения предлогов
Наиболее эффективными приемами работы являются: использование графических обозначений ППК. Данные приёмы способствуют формированию правильного представления о лексическом значении предлога, как средства выражения связи между словами.
Работа начинается с предлогов с ярко выраженным конкретным значением: в, на, под, а позднее - предлоги над, из, за, перед, между, по и др. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация предлогов.
В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.
Работа ведется по плану:
- Выполнение действия с предметами логопедом, интонационное выделение предлога;
- Выполнение действий ребенком, вербальное обозначение;
- Выполнение действия всеми детьми;
- Составление словосочетаний, предложений по образцу;
- Самостоятельное составление словосочетаний и предложений по картинкам;
- Обобщение и дифференциация значений предлогов при выполнении упражнений с использованием графических схем;
- Автоматизация полученных грамматических навыков на новом лексическом материале и при организации высказывания;
- Объяснение значения каждого предлога сопровождается неоднократным наглядным показом на конкретных предметах и манипуляциями с ними.
Для ознакомления с предлогами было изготовлено пособие «Озорной колобок», «Домик Карамельки», где наглядно видны все перемещения в пространстве. На этом этапе – в процессе игры – происходит закрепление за предлогом его графического изображения – символа.
Сначала отрабатывается каждый предлог в отдельности.
Изготовлены игры с предлогами. «Димино» - различение картинок с разными предлогами (разным смысловым значением), «Мемори» - зрительное запоминание и проговаривание, «Парные картинки» закрепление связи предлога и графического изображения и «Назови предлог» (на фоне предложения).
После того, как дети усваивают смысловое значение предлога, переходим к следующему этапу: закреплению правильного употребления предлога в речи.
Для этого можно использовать различные интерактивные книги, взаимодействующие с читателем, помимо чтения, и иными видами деятельности: книги с окошками, где дети выполняя открывание окошек, оречевляют свои действия - происходит закрепление правильного употребления ППК.
Настольные игры,
направленные на закрепление правильного употребления предлогов в речи
- «Предлоги»
- «В мире слов – предлоги»
- Рассказы по картинкам: «В детском саду», «На прогулке»
- Интерактивная игра (с использованием технич. средств) «Fancy zoo»
- «Побег из зоопарка»
- Ребусы с предлогами
- Игры и упражнения, созданные самостоятельно: «Домик Карамельки», «Домино», «Лото», «Составь предложение» (с заданным предлогом по картинке или по представлению), «кубики с предлогами»
Планшет «Логико – малыш»
- Основа с разноцветными передвижными фишками
- Комплекты карточек
- Отвечая на вопрос, ребенок передвигает цветную фишку на нужное место
Я разработала и подготовила серию игр к планшету по формированию предложно-падежной структуры:
- комплект карточек «Подбери символ к сюжету»
- комплект карточек «Подбери пару»
- комплект карточек «Короткие истории»
- комплект карточек «Что где находится»
«Подбери символ к сюжету»
Карточки пособия направлены на развитие смыслового понимания значения предлога, закрепление связи между смысловым значением предлога и его графическим изображением.
«Подбери пару»
В игре ребеноку нужно найти картинки со схожим предлогом. И поставить фишку на соответствующее место. Например: Божья коровка сидит под грибом – пчелка пролетает под банкой.
«Короткие истории»
Карточки пособия разработаны по лексическим темам в соответствии с последовательностью изучения предлогов.
На обратной стороне карточки представлены наводящие вопросы, ответив на которые ребенок может составить предложение с предлогом по предложенной картинке. Далее нужно определить предлог конструкции и соединить фишкой с соответсвующим символом данного предлога.
«Что где находится»В игре нужно подобрать соответствующий символ к предмету. Так же предлагаются наводящие вопросы, расположенные на обратной стороне каждой карточки.
Играть можно с прищепками. Где на прищепку прикрепляется символьное изображение предлога. Прищепки прикрепляются на карточку в соответствии со смыслом.
Пройдя все этапы работы с данными пособиями было проведено исследование, направленное на понимание и употребление предлогов.
Полученные результаты работы свидетельствовали о уменьшении количества воспитанников с «низким речевым уровнем». Выявляется закономерность между ростом количества детей с «достаточным уровнем» и уменьшением количества воспитанников со «средним уровнем» речевого развития.
Сравнительная диагностика сформированности предложно-падежных конструкций у детей с ОНР показывает, что работа по представленному педагогическому опыту позволяет улучшить показатели его развития у детей.