Актуальные вопросы начального общего образования

Филева С.В. Формирование навыков речевой деятельности учащихся начальных классов

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС. В этих документах акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.
Поэтому главная программная идея развития речевой деятельности ученика - дать каждому ребенку младшего школьного возраста тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит сформировать у каждого школьника позитивное отношение к русскому языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами речевой грамотности.
Практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.
Систематическая работа по развитию позволит достичь следующих предметных результатов:
обучающиеся научатся
- понимать тему текста и определять её границы;
- отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
- прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;
- делить текст на логически законченные части;
- выделять главную мысль и составлять план текста;
- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;
- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
- распознавать значения незнакомых слов.
В процессе обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, то есть опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объёму, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развёртывающихся во времени, например: «Как мы встречали птиц». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Такие рассказы доступны учащимся, поскольку имеют сюжет. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.
В процессе подготовки необходимо выработать у первоклассников умения, которые необходимы при написании сочинения:
- строить простое предложение: правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
- излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
- коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;
- находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Чтобы дети овладели этими умениями, требуется система упражнений, основанная на принципе их усложнения. Поэтому письменному сочинению предшествуют различные обучающие устные упражнения:
- составление предложений, объединённых общей темой;
- составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;
- устные ответы на вопросы, объединённые общей темой;
- составление предложений по сюжетным картинкам;
- устные рассказы по аналогии с прочитанным.
Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.
Самые первые обучающие упражнения – устные ответы на вопросы, составление предложений (на иллюстративном материале).
Работа над письменным сочинением начинается в конце первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся.
Примерный порядок работы над сочинением:
1. устное высказывание по теме сочинения.
2. чтение плана записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом;
3. составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение;
4. запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок;
5. связный рассказ по плану;
6. списывание сочинения с доски самостоятельно или под руководством учителя;
7. проверка написанного.
В ходе записи сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся.
Сочинения во втором классе – это небольшие сюжетные рассказы как в устной, так и в письменной форме.
Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов. Со 2 полугодия в сочинения и рассказы необходимо включать элементы описания – очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Учитель обращает внимание детей на те фрагменты изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить их образцом и организует наблюдения. В описаниях широко используются прилагательные.
Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать.
План работы над сочинением во втором классе:
1. Подготовительная беседа. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.
2. Коллективное составление плана.
3.Коллективное составление рассказа. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
4.Запись учащимися составленного рассказа.
Работа над сочинением во 2-ом классе предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа может проводиться в такой последовательности:
А) введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.);
Б) подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.);
В) включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко)4
Г) усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу.
В 3 - 4 классах учащиеся пишут сочинения - рассказы с элементами описания. Прежде чем приступить к написанию таких сочинений, следует научить детей:
1. правильно строить предложения различных типов;
2. отбирать слова и употреблять их в речи;
3. самостоятельно составлять план сочинения;
4. составлять небольшие рассказы с элементами описания.
Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2 классе.
Сочинения с элементами рассуждения - новый вид работы в четвёртом классе. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно – следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.
1. подготовительная беседа.
2. Коллективное составление плана (учитель задаёт вопросы помогающие учащимся определить сюжет рассказа). План записывается на доске (по мере составления).
3.В заключении проведённой работы учитель спрашивает «О чём бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы детей самые разные, но учитель направляет мысли детей в нужное русло (в зависимости от темы).
Учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чём говорится в сочинении, и разрешает учащимся вносить её в готовом виде в текст сочинения.
В сочинениях письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям. Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.
Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.
Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем. Обращается внимание, что каждое письмо имеет составные части: обращение, сообщение, прощание, подпись.
Сочинения по картинам делятся на два основных вида: повествовательные по серии картин; повествовательные по одной картине; описание картины. Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в 1-2 и реже в 3-4 классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана сюжета.
Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин.

План работы над сочинением:

1. Словарная и терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства.
2. Рассказ о художнике и истории создания картины.
3. Беседа по картине.
4. Словарно – стилистическая работа по теме урока.
5.Составление плана сочинения.
6. Составление устного высказывания по картине.
7. Написание первого варианта сочинения.
8. Написание окончательного варианта сочинения.
9. Анализ творческих работ школьников.
Для воспитания юных читателей очень важны сочинения - отзывы о прочитанном. В отзыве школьник даёт оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы ребёнок смог глубже, отчётливее уяснить идейное содержание и художественные детали произведения. Подготовка и написание отзывов связана с уроками внеклассного чтения, на которых дети дают устные характеристики прочитанному.
Сначала класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии сочинения становятся самостоятельными. Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.

План работы над сочинением:

1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).
2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся.
3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.
4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь. (с дополнениями и изменениями)
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Библиографический список

1. М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах; М., ACADEMA, 2007
2. И.В.Мартынова. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений. «Начальная школа», №4, 2001
3. Н.Н.Нуруллина. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», №3, 1998
2017