Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Давыдова Н.В. Тестовые технологии на уроках русского языка и литературы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Современный учебный процесс нельзя представить без системы тестового контроля, я провожу тестирование после прохождения каждой темы, а иногда и чаще. Использование тестовых технологий на уроках русского языка является необходимым, так как экзамен по этому предмету является обязательным. Этим и объясняется актуальность выбора темы.
Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов.
Структурными компонентами теста являются тестовые задания — задачи в тестовой форме. Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются:
Валидность (адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если обучающийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.
Определенность. После прочтения задания каждый обучающийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если обучающийся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% обучающихся, то его необходимо проверить на определенность.
Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ-эталон.
Равно трудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные тесты. В школьном преподавании используются традиционные тесты.
Адаптивный тест: все обучающиеся начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний обучаемого.
Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
Виды тестовых заданий:
1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).
а) Задания с выбором одного правильного ответа.
б) Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)
в) Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание обучающимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)
г) Задания с выбором нескольких правильных ответов.
2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа)
а) Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно-следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)
б) Задания на установление правильной последовательности.
Тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции:
Диагностическая заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Существуют три формы работы с тестами: коллективная, групповая, индивидуальная.
Тестирование имеет ряд преимуществ:
-они не столь объемны, как традиционные
-обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению процессуальному самоконтролю;
-в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость задания повышается;
-обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам;
-тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
-тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания обучающегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний обучающегося по предмету в целом и по отдельным его разделам;
-способствуют большой накопляемости оценок;
-не создаёт тяжёлого чувства тревожности, как перед традиционной контрольной работой или экзаменом.
Тестирование имеет и ряд недостатков:
-исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;
-снижение потребности выбора главного в прочитанном;
-тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством;
-в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа);
-необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.
Проводя в классе тестирование, учитель должен соблюдать простые правила:
-предусмотреть время (лучше с 9.00 до 12.00) и продолжительность (не более одного урока, т.к. при однообразной работе снижается внимание);
-предусмотреть характер деятельности обучающихся до тестирования;
-дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;
-не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень подготовки класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат);
-проводить анализ результатов тестирования оперативно;
-анализ результатов должен носить диагностический характер, раскрывать причины возникновения ошибок, быть эффективным средством корректирования.
Тесты бывают входные, итоговые, контрольные, промежуточные, текущие, тренировочные. Учитель может использовать тестовые задания практически на любом этапе урока русского языка или литературы, при изучении любой темы, на любой ступени обучения.
Если материальная база школы позволяет, то тестовый контроль может осуществляться с применением ИКТ, что предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. При проведении тестов каждый обучающийся отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний обучающихся. Ребёнок видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
Полезно дать задания ученикам составить тест по произведениям (на знание текста, литературоведческих основ произведения) или по биографии писателя. А потом вместе с ними корректировать получившиеся варианты. У обучающихся часто получаются очень хорошие работы. Самое лучшее учитель может выбрать и пополнить свою методическую копилку. Как правило, особенно удачные материалы получаются в конце учебного года при повторении пройденного. А ещё детям очень нравится меняться составленными тестами и потом оценивать друг друга. Такая работа развивает познавательную активность, творческие способности, даёт возможность применить полученные знания в новой ситуации, развивает методологическую грамотность. Не менее полезно и составление тестовых заданий по различным разделам курса русского языка. Выполняя их, обучающиеся продолжают учиться, им открываются тайны тестов, перестаёт пугать ГИА и ЕГЭ.
Итак, использование тестовых технологий на уроках русского языка и литературы даёт обучающимся возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету. Однако применение тестовых технологий в учебном процессе не должно быть эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Литература
1.Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. М., 2011
2.Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2012.
3.Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 2012
4.Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2012.
5.Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. — СП6., 2017.
6.Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2012.
7.Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность М.,2017
2018