НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ерёменко Н. Н. Методическая разработка "Что за чудесница, водица-волшебница" для детей младшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Актуальность:
В ФГОС дошкольного образования одной из основных задач является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Эта задача решается через познавательно-исследовательскую деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир.
  Вода – первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Это первое вещество, с которым знакомится малыш, вода дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Из бесед с детьми выяснилось, что у детей младшего дошкольного возраста
недостаточно знаний и представлений о значении воды в жизни животных, растений, человека.
    Исходя из выше сказанного, был создан проект «Что за чудесница, водица - волшебница!» по экологическому воспитанию младших дошкольников, который основан на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирован на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности о значении воды.                       
  Проект  разработан с учетом реализуемой в детском саду примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программой Николаевой С.Н.
   «Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Соломенниковой О. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
Проект предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также проект, предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей о воде.
  Гипотеза: если будет реализован проект, то дети  узнают, что вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека и к ней необходимо относиться очень бережно, а также будет, сформирована экологическая культура и воспитание бережного отношения к природе.
 Цель: способствовать формированию представлений у детей дошкольного возраста о воде, её значимости в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта:
для воспитателя:
Ø   совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску знаний о воде;
Ø   создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.
для детей:
Ø познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная) и представлением какую роль играет вода в жизни человека и других живых организмов;
Ø привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности и учить выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя;
Ø развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды;
Ø отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, художественно – эстетической;
Ø способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях;
Ø воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей и бережное отношение к природным ресурсам.
для родителей:
Ø   содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково - познавательную деятельность;
Ø   систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по проекту  группы.
Проблемные вопросы:
·Что такое вода? Её свойства.
·Кому и зачем нужна вода?
·Как мы можем сберечь воду?
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:
1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
2.Определение проблемы, цели и задач исследовательской работы, исходя из интереса детей.
3.Обследования уровня развития познавательного интереса у детей по теме проекта.
4.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5.Обеспечение дидактического материала для реализации проекта.
2. Основной этап:
1.Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели
(занятия, наблюдения на прогулках, беседы, игры-эксперименты, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность).
2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
3.Заключительный этап:
1.Подведениеитогов проекта в различных видах деятельности.
Методы, используемые в реализации проекта:
·                  Словесные: беседы, объяснения, словесные инструкции,чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек.
·                  Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка в опытах, проблемные вопросы, наблюдения.
·                  Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.
·                  Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, макеты, живые и неживые объекты, показ игрушек, использование кукольного театра.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Центр экологии и экспериментирования в группе .
2. Центр природы  в группе.
3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотека юного эколога.
4.Подборка научной и художественной литературы «Познавательное чтение».
5.Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши».
6.Центр театра и драматизации.
7.Зимний сад в детском саду.
8. Экологическая тропинка в детском саду.
9. Строительный ресурс и Лего-клуб (конструктор, строительный и природный материал).
10.Площадка детского творчества и экспериментирования «Внутренний дворик».
Ожидаемые результаты для детей:
ü   формированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений, о необходимости её беречь.
ü   Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, льется, без запаха, без вкуса).
ü   Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы и бережное отношение к воде, как источнику жизни на земле.
ü   У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Ожидаемые результаты для родителей:
ü   Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
ü   Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
ü   Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1.                Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . 2014г.
2.                Л.С. Журавлева, Солнечная тропинка – занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром, Москва, Мозаика – синтез, 2006г.
3.                Николаева С.Н., Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва, 1995 г.
4.                Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду, Москва, Мозаика 2009 г.

Приложение 1

Диагностический материал по выявлению уровня знаний младших дошкольников о воде.
Цель: Выявить уровень знаний детей о воде, её свойстве и значении для её значении для человека, животных, умение аргументировать свои высказывания.
1.                Что ты знаешь о воде?
2.                Посмотри на картинки и покажи росу, ручей, реку, море… и т.д
3.                Какую форму, запах, цвет имеет вода?
4.                Для чего нужна вода животным и растениям?
5.                Где используется вода человеком?
6.                Почему нужно беречь воду?

 Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса, рассказывает о свойстве и значении воды для растений, животных и человека. Знает условия соблюдения, как нужно беречь воду.
2 балла - ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя.
1балл - ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на
картинке требуемое.
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.

  Высокий уровень (12-18 баллов)- уверенно называет и показывает картинки, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает о необходимости воды для растений, животных и её значение для человека.
Средний уровень (7-12 баллов) - затрудняется в классификации, но имеет представление о воде и её значении для живых организмов.
Низкий уровень (0-7 баллов) - находит на картинке и показывает некоторые явления природы, не имеет представления о воде, свойствах и значении.
2022