Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Казакова С.Ю. Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС

Библиографическое описание:

Казакова С.Ю. Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Актуальность экспериментальной разработки путей исследования рефлексии как важнейшего этапа образовательного процесса обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия между:

Традиционными методами обучения, главной целью которых было освоение обучающимися знаний, умений и навыков

и современной образовательной концепцией, ориентированной в первую очередь на развитие личности обучающихся в соответствии с их возможностями и потребностями. Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным.

В условиях современных ФГОС возникает принципиально новое понимание миссии учителя на уроке и роли обучающихся. Основные противоречия реализации образовательного процесса создают предпосылки для обновления учебной деятельности.

К современному уроку предъявляется множество требований. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является важным этапом урока. Отсутствие рефлексии показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника. В связи с этим одной из задач школы является формирование у обучающихся способности к рефлексии познавательной деятельности как источника мотивации и умения учиться, определения дальнейшего образовательного пути.

Данная тема не является новой в педагогике, но с внедрением новых стандартов ФГОС, возникает необходимость изучения современной методической литературы по данной теме, изучить практический опыт коллег. Теоретической основой работы послужили исследования отечественных авторов: Л.С. Выготского, С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинской, А.В. Хуторского и др.

А что же такое рефлексия?

Что же такое рефлексия? Это размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь по культурологии определяет рефлексию как форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий и их законов [1]. Сущность рефлексии (от позднелат. reflexio «обращение назад») заключается в обращении внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании [2].

Потенциал методов рефлексии заключается в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, активизации методов обучения, применении современных методов обучения, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения. Цель рефлексии на уроке: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты образовательной деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Функции рефлексии на уроке по ФГОС:

контроль за деятельностью класса

выявление пробелов в знаниях учащихся

систематизация опыта

анализ собственной деятельности в сравнении с деятельностью других учащихся

осознанность получения знаний самими учащимися

формирование адекватной самооценки

Однако, при введении элементов рефлексии в учебный процесс, приходится сталкиваться с тем, что обучающиеся часто не испытывают потребности в осознании своего развития, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности, не обнаруживают причин своих неудач, оказываются неспособны к самоанализу и самосовершенствованию.

В настоящее время ещё рано говорить о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и учащимися на уроке ИЯ в средней школе. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Тогда, как известно, что тот, кто повторяет – не учится.

В связи с вышесказанным возникает проблема. Как осуществить рефлексию на уроке, чтобы она оказалась максимально эффективной, способствовала развитию ученика умений самоконтроля, самооценки, саморегулирования и формирования привычки к осмыслению событий и проблем?

Необходимость выделения данного аспекта и определила цель нашей поисково-исследовательской работы.

В частности, было выдвинуто предположение о том, что если учитывать следующее:

возрастные особенности учащихся;

особенности предмета;

состав класса;

тему и тип урока;

необходимость и целесообразность проведения определенного типа рефлексии,

то при определенных условиях мы придем к поставленной цели.

Анализ вызванных выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы:

заинтересованность и взаимодействие всех участников педагогического процесса в решении данной проблемы;

умение учителя посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их личные особенности;

предоставление возможности ученикам осуществлять самостоятельную оценку своей работы и ее результатов.

Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности: ее направление, цель. основные этапы, проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты.

Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа:

– рефлексия деятельности

– рефлексия содержания учебного материала

– рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся

Первый тип рефлексии дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В качестве показателей эффективности предлагаемого нами подхода к решению проблемы могут быть использованы следующие приемы:

Самооценка активности на разных этапах урока.

«Лист самооценки работы в паре»

Оцени свою работу в паре:

2. «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Далее учащимся предлагается несколько вариантов работы

1 вариант:
В
группе либо в паре методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут использоваться в тексте.

2 вариант:
В
группе либо индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предлагаемые слова.

3. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Например, Say what you have just done and how you’ve done it

Второй тип рефлексии используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик).

В практике обучения английскому для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. «Прием незаконченного предложения»:

«Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…»

«Я думаю, мне удалось…»

«Прием рефлексии в форма синквейна» (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или

предмета (одно слово).

3. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

Finish the sentences:

Третий тип рефлексии целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке.

Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.

1. Прием «Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. Надоскеизображенаваза.Вконцеурокаучительговорит: «If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

2. На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.

Was not bored, worked hard. didn’t relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark).

Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объёмом рефлексируемой деятельности и большей формализованностью. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце триместра, учебного года.

Примером может быть раздел «Мой языковой портфель» в учебниках по английскому языку для начальной школы авторов Ю.А. Комаровой и И.В. Ларионовой. Ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как: «Чему ты научился? Запомнил ли новые слова? Научился ли считать до 20? Можешь ли назвать свой любимый предмет?» и так далее.

ПОПС - формула

Интерактивный приём формирования рефлексивных действий создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР.

Цель: кратко и всесторонне выразить собственную позицию учащемуся по изученной теме, определить насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

Содержание: учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П– позиция

О– объяснение (или обоснование)

П – пример

С– следствие (или суждение)

В таблице представлены ключевые фразы для рефлексии по ПОПС –формуле:

Таким образом, мы получаем возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке события, явления, факта. А самое главное, ученикам предлагается выразить собственное мнение, собственную позицию.

Список литературы (интернет ресурсы).

1. https://gufo.me/dict/culturology

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/рефлексия

3. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/priemyi-refleksii-v-nachalnoy-shkole/4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011

5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
2023-04-07 16:13 2023