НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Волкова И.А. Сенсорная комната в работе педагога-психолога в дошкольной образовательной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Успешность умственного развития детей дошкольного возраста в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития. Прежде чем мыслить, ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств: зрение, слух, осязание. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения ребёнком предметов и явлений окружающего мира.
Дети тонко дифференцируют звуки и различают предметы по цвету, величине, узнают знакомые мелодии, различают темп музыки, получают первые числовые представления – много, мало. У них развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям.
Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Окружающий мир не только виден, но и осязаем, наполнен звуками. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Поэтому очень важно особое внимание уделить развитию восприятия ребенка.
В нашем МАДОУ: детский сад №3 «Радуга» имеется сенсорная комната. Тренажёры, которые имеются в сенсорной комнате, являются эффективным средством для развития у детей познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, формирования пространственных и временных представлений.
Первое занятие детей в сенсорной комнате носит ознакомительный характер. Дети знакомятся с пространственным расположением тренажёров, их предназначением. На первом занятии педагог, не только рассказывает и показывает где и какой тренажёр расположен, он параллельно помогает детям освоить пространственные понятия: слева, справа, за, перед, ближе, дальше и т. п. Затем поочерёдно вводятся в действие тренажёры, то есть педагог показывает пример их использования, поощряя попытки детей действовать самостоятельно.
Занятия в сенсорной комнате предполагается начинать с развития тактильной чувствительности, т.к. она является базой для зрительного и слухового восприятия. Большое внимание уделяется механической стимуляции подошвы ног детей. Ведь подошва стопы – это скопление рефлексогенных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами. Естественный массаж этих точек способствует оздоровлению организма ребёнка. Для развития тактильно-двигательного восприятия используются различные виды дорожек: массажные дорожки со следочками, тактильные дорожки с различными поверхностями, деревянная ребристая доска, модульный набор из роликов. С помощью этих приспособлений развивается координация движений, вестибулярный аппарат, равновесие.
Для развития точности мелких движений рук используется: «Кубик для мелкой моторики» и «Одень кубик». Завязать бант на платье и шнурок на сапоге, пристегнуть застёжки и застегнуть пуговицы на куртке. Кубики помогают укрепить пальцы и кисти рук и подготовить их к письму, способствуют развитию мышления и речи. Также для развития мелкой моторики применяется в работе - дидактические коврики «Паровозик» и «Зайка», «Черепаха со съёмными чехлами». Они направлены на тренировку мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием умственных способностей и речевых навыков. Известно, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. В. А. Сухомлинский говорил: «Ум вашего ребёнка на кончиках его пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питающие мысль ребёнка». Поэтому уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности ребёнка к школьному обучению. Также для развития зрительно – моторной координации используется в работе лабиринт «Серпантин» и напольный лабиринт с трубками.
В оборудование комнаты входит акустическая панель «Колокольчик» со звуковыми эффектами, музыкальными инструментами. Все навыки, начиная от моторики и логических действий, задействованы при работе с этим пособием. Работая с материалами, имеющими разную форму и фактуру ( ворс, ткань, пластмасса, дерево, металл и др.) ребенок учится различать свойства предметов: теплый- холодный, мягкий- жесткий, гладкий – шершавый. Знакомится со звучанием колокольчиков, металлофона, бубна, шарманки.
Для развития зрительно-моторного и слухового восприятия используется двухсторонняя панель «Ёлочка». С помощью этого набора изучаются формы и цвета. Сухой, цветной душ – подвесной элемент, предназначен для стимуляции и развития тактильных ощущений, зрительной памяти, для изучения, закрепления цветов спектра. С помощью душа весело и интересно запоминать цвета, трогать ленточки и ощущать гладкость и шероховатость.
Как очень эффективное средство для точечного массажа тела используется на занятиях с детьми бассейн с шариками с подсветкой. Точечный массаж с помощью щариков и постоянное изменение положения тела в сухом бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата, улучшает зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, что способствует развитию новых ощущений у ребёнка.
В комнате также имеется песочницы с кинетическим песком. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое и экспериментировать. Мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». Совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, и коммуникативных навыков ребёнка. Песок, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Таким образом, занятия в сенсорной комнате способствуют созданию положительного эмоционального фона что, благоприятно влияет на психику ребёнка, предупреждая появление тревожности и агрессивности. Спокойная и доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищённости, спокойствия, уверенности в себе, богатство положительных эмоций.
Работа с детьми в сенсорной комнате направлена не только на решение проблем обучения и сенсорного воспитания детей. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма.
Библиографический список
1.       Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации.- М.:АРКТИ, 2011.
2.       Сакович Н.А. Технология игры в песок. СПб.: Речь, 2008.
3.       Справочник педагога–психолога. Детский сад. 06, 2013.
4.       Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ.- М.: АРКТИ, 2010.
irochka-vasino.ru@mail.ru
8 906 956 73 07
2018