Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Никишаева Е. Г. Особенности педагогической работы с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf

Деятельность в области выявления и развития детской одарённости является государственным приоритетом. Значительную роль в систематизации работы с одарёнными детьми сыграл процесс разработки и утверждения ФГОС. Именно с введением новых стандартов изменились ориентиры современного образования, основная задача которого сегодня – перевести обучающегося в режим саморазвития.
Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одарённости скорее следует говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью. Специальная одарённость, допускающая ситуацию, что человек одарён в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой – большая редкость.
В педагогической деятельности я опираюсь на концептуальную модель одарённости А. И. Савенкова. Учёный выделяет и анализирует одарённость, как интегральную, динамическую характеристику личности, при этом максимально подробно описывающую её основные компоненты, а именно:
1. Сфера когнитивного развития.
2. Сфера творческого развития.
3. Сфера аффективного развития.
Внешние проявления одарённости выступают в образовательной практике в качестве основных контуров развития.
Сфера когнитивного развития по А. И. Савенкову включает в себя: усложнение содержания учебной деятельности за счёт углубления и большей абстрактности предлагаемого материала; паритет заданий дивергентного и конвергентного типов; доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; учебная деятельность осуществляется в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме; сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; максимальное расширение круга интересов; информационное обогащение среды.
Сфера творческого развития включает: ориентацию на интеллектуальную инициативу; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; неприятие конформизма; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с их коллективными формами; активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды; гибкость использования времени, средств, материалов.
Сферу аффективного развития составляют следующие компоненты: максимально глубокая проработка изучаемой темы, высокая степень самостоятельности учебной деятельности, формирование способности критичной и лояльной оценки идей; ориентация на соревновательность; актуализация лидерских качеств.
Подходы к диагностике детской одарённости
Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.
В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одарённости имеет важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одарённость на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. И только с возрастом приобретать специфические черты и определенную предметную направленность. Главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
В соответствии с концепцией одарённости А. И. Савенков разработал методики выявления одарённых детей.
Созданная автором на основе методики Хаана и Каффа может применяться педагогами и родителями. Пригодна к использованию в возрастном диапазоне от 5 до 10 лет. Включает 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка.
Методика имеет следующие функции:
Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики количественно оценивается степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определяется, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволяет увидеть целостную картину индивидуальных, присущих конкретному ребёнку дарований.
Вторая функция – развивающая. Вопросы, по которым оценивается ребёнок, одновременно составляют программу его дальнейшего развития. Позволяют обратить внимание на то, чего раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам одарённости, которые представляются наиболее ценными. Методика не претендует на роль единственной и всеохватывающей, а представляет собой одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одарённости.
Диагностика специальных способностей по А. И. Савенкову в сфере изобразительно-художественной одарённости основывается на рассмотрении следующих личностных свойств и характеристик:
– В рисунках нет однообразия. Ребёнок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций.
– Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
– Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
– Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
– Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды).
– Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
– Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
– Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Особенности организации урочной и внеурочной деятельности
Работа с одарёнными детьми в соответствии с ФГОС строится по следующим принципам:
– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одарённость, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одарённость проявляется в сфере изобразительного искусства.
Рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. По мере того, как ребёнок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступают разочарование и охлаждение к рисованию в 10-15 лет. Большинство детей застывает уже на всю жизнь на той стадии, в которой застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда не рисовавшего, в этом смысле очень мало отличаются от рисунков 8–9-летнего ребёнка, заканчивающего свой цикл увлечения рисованием. Интерес проявляется снова в 15-20 лет, его переживают только дети, обладающие повешенной одарённостью в художественном отношении. Это охлаждение детей скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только при благоприятных внешних стимулах.
Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одарённых детей. Создание в школе двух групп изостудии, для младших школьников и для подростков, позволило мне обеспечить продвижение одарённых детей, имеющих интерес к художественной деятельности, получение ими дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Начальный период изобразительной деятельности – период действенного отношения к изображению и окружающим вещам. Рисунок младшего школьника – почти всегда изображение события. Поэтому на уроках и внеурочных занятиях считаю целесообразным уделять равное внимание как наблюдению, так и общению детей с элементами действительности, активной работе с художественными средствами, чтобы формировать у детей взаимосвязи между наблюдением и изобразительными движениями, т.е. умелостью руки, её послушности зрительному представлению.
Подростковый этап изобразительной деятельности – аналитический. Замысел и выразительная задача становится для подростка тем стержнем, вокруг которого организуется постижение способов изображения. Необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Наибольшие трудности для детей представляют традиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства.
Результативность освоения детьми программы изостудии выражается в умении воплощать в художественных образах творческую задачу; умении фантазировать на основе зрительной памяти и образного творческого мышления; умении передавать в рисунках свое эмоционально-ценностное отношение к изображаемому; знании особенностей и художественного языка различных видов и жанров изобразительного искусства; самостоятельность в выполнении работы; нестандартном оригинальном воплощении в практической деятельности творческих идей и замыслов; умении выполнить работу с высоким уровнем качества.
Особенности взаимодействия педагога и обучающихся
В младшем школьном возрасте ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Психологические свойства получают развитие, формируются, закрепляются. Индивидуальность ребёнка к этому возрасту проявляется в развитии познавательных процессов. Мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности. Не могут сосредоточиться на долгое время, а их память своеобразна: основную часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Учебная деятельность является ведущей в этот период. Ребёнок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли – учащегося. Дети сами оценивают свои возможности и способности, осознают, что успех больше зависит от старания, прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей. Доверительность, открытость, исполнительность – главные качества младших школьников. Это время формирования самооценки. Самооценка зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в различных видах деятельности.
Начиная с раннего подросткового возраста все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Подросток психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Самосознание уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. На основе возрастающей самооценки и самоуважения у подростка уже к 12-13 годам должно сформироваться позитивное самосознание («образ Я»), пока еще носящее несколько умозрительный характер.
Проблема становления коммуникативных компетенций обучающихся тесно связана с процессами «кризиса 11 лет», который складывается из противоречия между групповым (семья, класс) способом деятельности, присущим детству, и возрастающей способностью подростка к самостоятельному суждению. Общение, как ведущая деятельность этого периода, выполняет противоречивую функцию. Вначале подросток уходит в какую-либо социальную группу «из семьи», но лишь затем, чтобы и эту группу перерасти. Общение на основе реальных индивидуальных достижений (и победа над самим собой, и победа на конкурсе) составляют хорошую альтернативу неконструктивным формам коммуникативного поведения, спектр которых широк: от безоговорочной капитуляции перед нравами группы до «бегства» в виртуальный мир.
Основными принципами общения преподавателя с учащимися подросткового возраста являются честность, профессионализм и духовная глубина личности преподавателя. Ведущей деятельностью учащихся становится стремление к построению и начальному этапу реализации жизненных планов. Подростки начинают примерять на себя профессии и к окончанию школы уже имеют некоторый образ (проект) своего будущего. Примеры высокого искусства, жизни выдающихся деятелей искусства, являющих образцы высокого профессионализма, влияние творцов на сердца и умы современников идеально соответствуют задаче разрешения кризисов этого возраста.
Художественно-образные представления выступают для учащихся стимулом активных действий и поступков, формируют у детей устойчивую потребность утверждения прекрасного в действительности, обеспечивают развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его личностных и духовных качеств.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
2. Савенков А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
2020