Мы живём в непростое время. Традиционные уроки, к которым так привыкли все, постепенно изживают себя, уступая место новым формам и методам обучения. Готовые знания сейчас не нужны, ведь современному ученику необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, убедительно доказывать их состоятельность. Разноголосица мнений заставляет каждого из нас научиться формулировать свой взгляд на происходящее. Но, выбирая различные формы и методы обучения, мы всё же понимаем, что главной составляющей учебного процесса, конечно же, является урок. При необходимости и важности уметь действовать самостоятельно, качество знаний наших детей всё же в большей мере зависит от того, как проведён урок. Появление новых образовательных технологий – достижение современного подхода к обучению. Уделяя внимание новым формам и приёмам обучения, мы порой не замечаем, что личность самого ребёнка иногда отходит на задний план. Нам нельзя забывать, в чём специфика нашего предмета, что образно-эмоциональный мир, который мы хотим преподнести нашим учащимся, ориентирован на личностное восприятие. И наши новации будут оправданы тогда, когда мы достучимся до детских сердец, всколыхнём их души. Именно это призвана сделать литература. Какие же уроки нам нужны? Достойные, полноценные, дающие ответы на вопросы об окружающей наших ребят действительности. Важно всё: новые образовательные технологии, сочетание различных приёмов и методов обучения, умение правильно выдержать этапы урока. Но всё это должно быть подчинено одной задаче – уважения к личности ребёнка, сотрудничества с ним. Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, немаловажных вопросах, связанных с изучением литературных произведений. Подготовка учащихся к восприятию нового материала обязательно включает актуализацию их опорных знаний. Какой же она должна быть? Это не просто проверка ранее изученного материала. Актуализация, действительно, включает в себя контроль ранее полученных знаний, но это должна быть проверка только опорных знаний, умений и навыков. Надо тщательно проанализировать ранее изученное, продумать, на какие знания и умения следует опираться для успешного усвоения нового материала. Как здание возводится на фундаменте, так и каждый новый урок должен иметь основу, на которой будут базироваться новые знания. Повторение и сравнение с ранее изученным новых фактов - основной способ установления связи нового со старым. Так, например, при изучении романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина учащиеся с огромным вниманием следят за развитием отношений Евгения и Татьяны, они с интересом анализируют сцены встреч героев, их беседы, поведение. А ведь изучению этого романа предшествовала любовная лирика А.С. Пушкина. «Я помню чудное мгновение…», «Моя мадонна» и другие стихотворения уже были изучены. Анализируя любовную лирику поэта, учащиеся пришли к выводу, что Пушкин сумел отыскать самые точные и выразительные слова для этого всеобъемлющего чувства. Недаром древние считали любовь даром богов. Любовь воскрешает человека, даёт ему жизненные силы. А такова ли любовь героев романа? И ребята вспоминают, как писал Пушкин об этом прекрасном чувстве в своём стихотворении «Я помню чудное мгновение…». Для них Таня тоже «гений чистой красоты» да ещё и способна на очень глубокие и сильные чувства. Но только Евгений этой «чистой красоты» не оценил. Ребята не сомневаются в том, что именно Таня - «чистейшей прелести чистейший образец». Больше споров вызывает Евгений. Его осуждают, упрекают в том, что слишком поздно разглядел этот «чистейший образец». Мнения расходятся, возникают споры… И это хорошо, ведь ребята учатся отстаивать своё мнение. Попытки понять героя и оценить необходимы, ведь заканчивать изучение романа мы будем сочинением. Вот тут-то и придётся высказать своё мнение с достойной доказательной базой. И это ещё одна важная черта современного урока. Я сейчас говорила о чертах любовного романа, но ведь он ещё и социально-бытовой, и психологический. Здесь необходим серьёзный анализ прочитанного. Уровень анализа литературно-художественного материала должен быть достаточно высоким, чтобы подготовить учащихся и к предстоящей письменной работе и к выпускному экзамену. А умение понять суть явления и сформулировать своё отношение к нему – это есть одно из условий воспитания свободной личности. Я считаю, что помимо готовых вариантов тем, необходимо предлагать учащимся самостоятельно сформулировать тему предстоящего сочинения. Некоторым проще доказывать свою мысль на основе собственной формулировки. Ведь будущее выпускное сочинение предполагает умение рассуждать, чему и учатся наши учащиеся, работая над такими сочинениями. Тогда не понадобятся им готовые «золотые» сочинения или критические статьи, хотя, безусловно, с ними мы работаем, прислушиваемся к чужому мнению, чтобы понять мысли и суждения тех, кто учит нас «смотреть вглубь». По-настоящему оценить героя или его поступок мы сможем лишь тогда, когда описанное «возьмёт за душу», тронет «струны наших сердец». Вот тогда и высказывания польются, и сердце «отзовётся» на чужую радость или беду. А если за сказанным ребята увидят современную жизнь, протекающую рядом с ними, то это победа! Важна связь между страницами учебника и окружающим их миром. В этом году при изучении творчества Л. Платонова ребята горячо откликнулись на проблемы, поднятые автором в рассказе «Юшка». Мастерски написанное произведение заставило ребят проникнуться сочувствием к герою рассказа, пониманием сложности жизни в таких условиях. Ребята в своих размышлениях вышли за рамки рассказа, описывали случаи нелёгкой жизни знакомых и незнакомых людей, которую они наблюдали. Они с огромным сочувствием говорили о чужих несчастьях, осуждали виновников этих бед. И уже не с усмешкой звучало слово «бомж», как это порой бывало. Ребят не оставила равнодушными затронутая автором проблема. И это не могло не радовать. А с каким желанием ребята писали свою концовку рассказа или предлагали помощь тем, о ком рассказывали (таким было их задание на выбор)! В сложном современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий добра и зла. Хочется верить, что это понимание не будет ошибочным. А этому и учит нас истинная литература, раскрывающая в нас самих лучшие человеческие качества.
Библиографический список
1. Роговер Е.С. Русская литература 20 века. В помощь выпускнику и абитуриенту: учебное пособие. – СПб: «Паритет», 2002. – 496 с. 2. Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч 1. 19 век / ред. коллегия: М. Аксенова, Д. Володихин, Л. Политковская. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2008. – 688 с.