Актуальные вопросы начального общего образования

Кудинова Н. И. Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Применение приёмов ТРИЗ - педагогики способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Что же это такое?
ТРИЗ - педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. В центре внимания ТРИЗ - педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
ТРИЗ очень демократичная наука, прежде всего потому, что она одинаково даёт возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребёнку, и «сильному» и «слабому». «Творчеству можно научить!» и «Творцом может стать каждый!». Но, чтобы творить, одного желания мало. Нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов каждому желающему. Таким инструментом выступает ТРИЗ - технология.
Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г.С.Альтшуллеру. Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), ученый, изобретатель, писатель.
Основными целями ТРИЗ - образования является:
1) развитие творческих способностей;
2) активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
3) формирование качеств творческой личности.
В процессе работы по ТРИЗ - технологии формируются следующие компетенции:
Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
Таким образом, мы видим большие возможности ТРИЗ – технологии для формирования УУД.
Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ - технологии, которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. Приёмы ТРИЗ позволяют традиционный способ обучения перевести в активно - деятельностный.
1. Прием «Да - нет». Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да - нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Например, ведущим (сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 5.Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:
Это число больше 6? Нет
Это число меньше 6? Да
Это число больше 3? Да
Это число больше 3 на 1? Нет
Это число меньше числа 6 на 1? Да
Это число 5? Да.
Такой прием можно использовать на всех предметах: математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.
Загадано природное явление (Радуга)
Это бывает зимой? Нет.
Это бывает в теплое время года? Да
Это бывает летом? Да
Это связано с осадками? Да
Это дождь? Нет
Это бывает после дождя? Да
Это радуга? Да
2. Модель «Морфологическая копилка». Используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.
Пример: В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.
Какой цвет волос у художника?
Игра «Мои друзья»
Математика, 1 класс.
У детей на столах карточки с выражениями (10 – 7, 3 + 4, 6 + 1, 9 – 6 и т.д.)
— Мои друзья те ребята, у кого сумма равна 7.
— Мои друзья те ребята, у кого разность равна 3.
— Мои друзья те ребята, у кого 1 слагаемое больше 2
— Мои друзья те ребята, у кого разность больше 5 и т.д.
Русский язык, 1 класс.
Дети работают в парах. Придумывают и записывают слова на листах по заданию учителя, потом проводится проверка.
— Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с мягкого звука р.
— Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с твёрдого звука р.
— Мои друзья те ребята, в словах которых два слога.
— Мои друзья те ребята, в словах которых ударение падает на первый слог.
— Мои друзья те ребята, в словах которых есть непарный мягкий согласный и т.д.
Русский язык, 1 класс.
Дети на уроке записывают предложение с изучаемой буквой «Ф»:
У: Что обозначает слово пингвин? (предмет, название животного)
- Назовите животных на букву ф...(фазан, филин...и т.д)
У: Что обозначает слово фрак? (предмет, название одежды)
- Назовите одежду с буквой ф (фартук, шарф, футболка, кофта...и т.д.)
У: Что обозначает слово носит? (действие)
- Назовите слово - действие на эту букву (фотографирует)
У: Что обозначает слово черный? (признак предмета, здесь цвет...)
Дети называют признак предмета, цвет на эту букву..(фиолетовый)
По аналогии строят предложения:
Фазан фотографирует фиолетовую рубашку.
Филин фотографирует фиолетовый фартук.
Форель фотографирует фиолетовую футболку.
Фугу фотографирует фиолетовый шарф.
Игра «Я беру тебя с собой...»
ЗАДАНИЕ: найти друзей строчной буквы «Ф» с такими же элементами.
Дети сначала называют, в каких буквах эти элементы, потом записывают.
На уроках математики прием «Морфологический ящик» помогает решать логические задачи.
У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?
Куклы
Цвет волос
Светлые
Рыжие
Черные
Белянка
-
+
-
Чернушка
+
-
-
Лисичка
-
-
+
Русский язык, 4 класс.
Игра «Расселение»:
Даны словосочетания, распределите их на группы по какому- то признаку.
Перед бледн… юношей, о багрян… закате, от бережлив… хозяина, для великолепн… фильма, о верн… друге,за воздушн… змеем, в добр… сердце, от ветвист… дерева, перед капустн… полем (по падежам).
Класс делится на группы из 5 – 6 человек. У каждого задание «Расселите, а мы угадаем признак». Каждая группа объединяет слова из копилки своим способом. Затем группа представляет свою работу классу, а остальные угадывают, по какому признаку классифицированы слова. Необходимо акцентировать внимание учащихся на расселении слов по изученным орфограммам. Как правило, выявляется группа слов, которая не подходит под признаки изученных орфограмм.
Налицо проблема, которую необходимо решить на уроке. Отсюда – постановка целей и задач урока. Как писать? Как проверять?
Игра «Цепочка».
Дети становятся в круг. Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т.д.
Пример: Облако — белое – вата – мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.
На уроках русского языка помогает составлять различные копилки слов, например копилка имён существительных, которые употребляются только в единственном или множественном числе.
В ТРИЗ - педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Сочинение сказок учит детей фантазировать, а фантазия, как считал один из последователей и учеников Г.С.Альтшуллера, является одним из простейших приемов изобретательства.
Этот приём копилки помогает ребятам сочинять сказки.
3. Модель «Типовое фантазирование». Фантазирование с использованием конкретных приемов. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
- уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая - премаленькая. Продолжи сказку);
-наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
-дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
-оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
-динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т. д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
-Игра «Сказка о себе». Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа.
Пример рассказа: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ…
Рассказывая о слове, можно рассказать о звуковом составе, значении, пофантазировать.
Прием «Раскадровка». Прием применяется для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя.
Пример: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена.
Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:
— Перед вами кадры сказки «Репка» Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.
Пример: При чтении сказки или рассказа дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке или рассказе.
Видят и понимают логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», усваивают план пересказа. Позднее каждый кадр называют одним предложением - это план произведения.
Составляют цепочку событий по произведению, устанавливая причинно - следственные связи используя слова если бы…
Приём Эмпатия. (Развитие речи, творческого мышления, фантазии, в будущем такие дети не будут равнодушны к другим, будут уважать мнение собеседников)
Пример: Представьте себе, что вы тетрадь аккуратного или наоборот небрежного ученика. Сочините небольшой рассказ. Опишите, как вы себя чувствуете в этой роли.
Эмпатия это не - «поставь себя на его место», это: «взгляни на вещи его глазами». Можно разделиться на пары: один показывает эмоцию, другой угадывает (радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев)
Прием используется на уроках литературного чтения при инсценировках, сочинениях от лица персонажа.
4. Модель «Создай паспорт». Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.
Может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных произведений;
- на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
- на математике – геометрических фигур, математических величин;
- русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
«Синквейн»
Алгоритм синквейна.
1 строка, ключевое слово, определяющее синквейн.
2 строка, два прилагательных, характеризующие данное понятие.
3 строка, три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка, фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка, обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с
данным понятием.
5. Модель «Системный лифт». Для того чтобы представления детей об изучаемых объектах, явлениях, понятия складывались в определенную систему, в которой есть свои закономерности, создается уровневый ряд – « системный лифт « - понятий от узких к более широким. Выбранный объект, слово, понятие «катается» в «системном лифте», устанавливаются различные логические связи, формируется системность.
Для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык)
Окружающий мир, 3 класс. На примере «лифта» можно актуализировать необходимые знания и перейти к изучению нового материала.
Класс → первый этаж → школа → улица Первомайская → Ростовская область→ район Пролетарский→ город Пролетарск → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → Галактика Млечный путь → Вселенная.
Русский язык, 2 - 3 класс ( можно работать в группах) «Системный лифт»: текст - предложения - слова, добавляем понятия: текст выражает идею, тему, предложения – выражают законченную мысль, слова называют предметы, действия, признаки и т.д.
В третьем классе добавляется к «Системному лифту»: основа, окончание, корень, приставка, суффикс и их определения. Затем можно на лифте прокатить слова, например, слово лошадка.
Окружающий мир, 3 класс:
Тело - вещество- молекулы –атом.
«Прокати» на лифте кастрюлю. Тело: кастрюля – вещество: сталь- молекула стали.
Или «прокатить» вещество - воду, вода состоит из молекул воды, которая состоит из двух молекул водорода и одной молекулы кислорода. Учащиеся выбирают схему твердого, жидкого или газообразного вещества.
Живой организм – орган - клетка.
Игра «Хорошо-плохо»
Направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, учитывая разные роли.
6. Модель «Элемент – имя признака – значение признака». Применяется на уроках, когда нужно рассмотреть составные части изучаемого явления и их значения.
Элемент - это все, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем. Любой элемент можно описать через признаки (вопросы) и их значения (ответы).
Русский язык, 2 класс. Изучение раздела “Слово и его значение”.
Используем модель для конструирования лексического значения знакомых слов.
Пример: школа, парта, учебник.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- К какому классу предметов относится?
- Из какого материала «предмет» сделан?
- Для чего служит?».
Записывают: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравниваются с лексическим значением слова в толковом словаре.
7. Модель «Алгоритм сочинения загадок».
Учит сочинять загадки. Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет? И такое задание вызывает у него, по меньшей мере, недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ - педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму.
Например, придумай загадку о расческе:
На что похоже?
Чем отличается?
забор
нельзя перелезть
пила
не пилит
трава
не растёт
зубная щётка
не чистит зубы
Последовательность работы:
1. Выбрать объект, записать;
2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?
3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?
4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»
5.Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»
Пуговица (лампочка, гитара, арбуз, мяч, пылесос)
На что похоже?
Чем отличается?
обруч
нельзя крутить
с дырочками
не сыр
очки
без стекол

Сочинение загадок, используя признаки предметов. Динозавр.
Какой?
Что такое же?
огромный
но, не подъемный кран
страшный
но, не приведение
опасный
но, не огонь
дикий
но, не волк
8. «Метод маленьких человечков» (ММЧ). Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, представить фазовые переходы веществ. Дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.
Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.
Инсценирование физических явлений.
Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделируют сами дети. Они показывают нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов.
Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?» и т.д.
С помощью данного метода можно объяснить круговорот воды в природе, процесс таяние снега и др. процессы.
- Давайте поиграем в театр маленьких человечков.
«Чайник».
Одна группа детей становится в круг, держась за руки, и изображает чайник. В него «наливается» вода: в круг заходит другая группа детей, которые стоят или ходят на месте. Один ученик изображает огонь, чайник начинает нагреваться. Человечкам воды станговиться жарко, они начитают ходить и бегать в разные стороны, но нагревание продолжается, поэтому они «убегают» через носик чайника (так появляется пар).
Можно проинсценировать, что произойдёт, если забыли выключить чайник (вся вода превратится в пар, твёрдые человечки металла начинают плавиться, становиться жидкими).
«Воздушный шарик»
Одна группа детей становиться плотно в круг, держась за руки. Когда шарик надувают, «запускаются» газообразные человечки воздуха, которые бегают и расталкивают (раздвигают) стенки шарика: он увеличивается в размере. Если продолжать надувать, шарик может лопнуть.
«Сосулька»
Один ученик изображает крышу, на которой висит сосулька (несколько детей становятся в шеренгу, держась за руки). Пригревает солнышко, и сосулька начинает таять: человечки по одному «отрываются» («капают») – под сосулькой образуется лужа из жидких человечков.
Ночью, когда солнца нет, человечкам становиться холодно, они жмутся друг к другу, берутся за руки – «лужа замерзает».
Отгадывание загадок по окр.миру.
Точка зрения”. Игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей.
Например: Ситуация: девочка осматривает шкаф, берёт и открывает коробочку и обнаруживает там мелок.
Задание:
1 группа: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке;
2 группа: от имени шкафа, где лежит коробочка с мелком;
3 группа: от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.
9. Модель «Мозговой штурм». Один из наиболее известных методов коллективного поиска решений, он активизирует способности детей. Детям целесообразно объяснить, как важно слушать и стараться понять решения товарищей: «У меня одно яблоко, и у Саши одно яблоко. Я дала своё яблоко Саше, он дал своё яблоко мне. Сколько у каждого яблок? – Ясное дело – по одному. А теперь другой пример: у меня в голове одна идея, и у Саши в голове одна идея. Я ему свою идею рассказала, т.е. как бы отдала, он мне - свою. Сколько идей у каждого в голове стало? Вот, видите, по две! А нас тут сколько? 10? Каждый по одной идее скажет, а в голове у каждого станет по 10 идей!»
Организация и проведение мозгового штурма:
Подготовительный этап:
- чёткая и понятная формулировка проблемы
- формирование команды участников и распределение ролей
- выбор кандидатуры ведущего.
Основной этап:
- разработка
- комбинирование
- оптимизация идей.
Заключительный этап:
- критический анализ
- оценка
- отбор наиболее ценных идей.
Для проведения методики необходимо придерживаться следующего порядка выполнения:
1. Для начала необходимо разделить детей на две группы. Первая группа – это "Генераторы идей", вторая группа - это "Аналитики".
2. Далее детям объясняются обязанности групп и правило игры. Говорится, что можно высказывать абсолютно разные идеи, даже не реальные, и никто смеяться над ними не будет. Каждому участнику необходимо высказать как минимум одну идею. За все идеи выдаются фишки, возможен вариант разных цветов.
3. Необходимо определить и проговорить перед каждой группой задачу.
4. Попросить первую группу высказать свои решения, а вторую внимательно и молча слушать, а по ходу дела записывать или запоминать предложенные идеи. Участники должны выплеснуть все свои эмоции вместе с предлагаемыми идеями. Время необходимо каждый раз сокращать.
Применение приемов этой технологии позволило достичь результативности в участии обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, хороших показателей качества знаний, а также повысить интерес обучающихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно–следственные связи. Таким образом, приёмы технологии ТРИЗ способствуют формированию у учащихся УУД.
У педагога, который использует приемы ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.
2021