Исследовательская и проектная деятельность

Тулина Е. Н. Эссе на тему «Спасутся ли все? Споры вокруг апокатастасиса в христианстве»

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf

Работа будет интересна тем, кто готовится к профессиональной подготовке и для тех, кого интересует данный вопрос.

Не зависимо от нашего сознания, мы часто задаём себе вопросы, на которые не в силах ответить. Однако не задавать их мы не можем. Каждый из нас в течение всей жизни задумывается о Вечном: «Как может существовать душа вне тела? Какова природа бестелесного сознания человека между смертью окончательным воскресеньем? Какова связь нашего физического тела с телом духовным? И наконец, смеем ли мы надеяться на спасение всех?» Некоторые размышления на данную тему я представила в своем эссе- "Спасутся ли все? Споры вокруг апокатастасиса

в христианстве."

«Кто говорит, тот не знает, кто знает, тот не говорит».

Лао-цзы.

 Апоката́стасис (др.-греч. - «восстановление») — понятие христианского богословия, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Впервые используется в Евангелиях: «Илия (Бог – мое прим.) должен прийти прежде и устроить (греч. ἀποκαταστήσει) всё» (Мф. 17:11).
 Формулируя «в нескольких словах» основы христианской, и в частности православной, религии можно сказать, что они опираются на утверждение, что люди живут один раз и в процессе жизни разделяются на праведников и грешников. Те, кто ведет правильный (с точки зрения религии) образ жизни будут вознесены в рай, кто не правильный - в ад. В раю – вечное блаженство, в аду – вечные муки.
 Все вышесказанное является главным догматом церкви, т.е. тем, что непоколебимо и должно приниматься бездоказательно, на веру. Ибо это основа, краеугольный камень, вынув который из общей системы вероучения, может произойти ее потрясение, раскол или даже разрушение.
 Известно, что христианское вероучение зиждется на святых писаниях, в первую очередь – библии (свидетельствах пророков и апостолов) и заветах святых отцов. В библии словами Господа сказано: Мф.25.30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:... 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
 Именно эти и подобные сильные слова стали основой христианского вероучения. Трудно возразить! Особенно человеку верующему. Ведь это сказал Христос. Не думаю, что святые отцы, особо почитаемые нынешней канонической церковью, такие как: Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфило́хий Икони́йский, Григорий Нисский, Афанасий Великий и другие, пытались оспаривать слова Спасителя. Это были глубоко верующие люди. Но вот некоторые из их высказываний:
Апостол Павел: Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою Одного всем человекам оправдание к жизни (Рим. 5, 18). Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Рим. 11, 32–34).
 Блаженный Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.): «Через оправдание единого Христа на всех людей излилась благодать, дающая им и оправдание вместо греха и жизнь вместо смерти». «Когда же спасены язычники, спасутся, соревнуя им, и иудеи, и таким образом все будут помилованы». «Некоторые же говорят, что этим, то есть покорностью всего, означается прекращение зла. Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет всё во всех… все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его».
 Блаженный Феодорит Кирский (†457): «Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки, и все стали смертными; потому что он приял смертность. Так всё естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения».
 Святитель Феофан Затворник: «Когда тление таким образом изгнано будет из всех областей бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь, тогда всё преисполнено будет радостью жизни».
 Блаженный Феофилакт: «Отец примирил нас с Собою… показавший такую близость к людям, что не только не наказал их, но и примирился с ними, и не только простил их, но и не вменил им грехов. Ибо если бы Он захотел требовать отчёта, то все погибли бы».
 Святитель Феофан: «Как же Он примирил? Оставив им согрешения. Ибо иначе бы не был друг. Потому апостол и сказал далее: “Не вменяя им прегрешений их”. А если бы Он захотел требовать отчёта во грехах наших, то все мы погибли бы. Но, при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но и не вменил нам».
 Амвросий Медиоланский (†397): «Грешник по смерти пройдёт через страдание огня, дабы, быв очищен огнём, он спасся и не мучился непрестанно».
 Амфилохий Иконийский (†340): «Когда явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища… все были отпущены… все побежали за Ним… воссиял свет и рассеялась тьма. Ибо можно было видеть всякого узника узревшим свободу и всякого пленника радующимся о воскресении.
 Афанасий Великий: «Он Тот, который древле вывел народ из Египта, а напоследок всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвёл из ада.
 Василий Великий: «Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною жертвою за мир, всех оправдать Своею кровью».
 Григорий Богослов:… когда и мы, которые теперь, по своим движениям и страстям, или вовсе не имеем в себе Бога, или мало имеем, – перестанем быть многим, но сделаемся всецело богоподобными, вмещающими в себе всецелого Бога и Его единого. Вот то совершенство, к которому мы поспешаем! И о нём-то особенно намекает сам Павел: Нет ни эллина, ни иудея… но всё и во всём Христос (Кол. 3, 11).
 Григорий Нисский: «По совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале. «Писание научает совершенному уничтожению порока; ибо если во всех существах будет Бог, то, без сомнения, не будет в существах порока».
 Епифаний Кипрский (†403): «За нас Пострадавший, снисшедши в преисподнюю, вывел пленные души и ад соделал пустым».
 Иоанн Златоуст в Слове на утрене Святой Пасхи: Христос «опустошил ад, сошедши во ад; ад упразднён… умерщвлён… низложен… связан… Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низложился. Воскрес Христос – и пали бесы… Воскрес Христос – и мёртвого ни одного нет во гробе».
 Преподобный Ефрем Сирин, например, не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в ад] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во Втором Пришествии], который совершенно упразднит его».
 Иоанн Лествичник: «Всех одарённых свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных… ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2, 11). В другом слове он пишет: «Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно».
 Силуан Афонский (†1938): «Мы должны иметь только эту мысль – чтобы все спаслись».
 Максим Исповедник: «Тогда же повреждённые силы души с течением времени сбросят память о зле, укоренённом в душе, и, приближаясь к пределу всех веков и не находя места покоя, душа придёт к Богу, у Которого нет предела; и таким образом благодаря знанию, а не соделанному добру, душа воспримет свои силы обратно и будет восстановлена [греч. αποκαταστηναι] в своём изначальном состоянии, и тогда станет ясно, что Создатель никогда не был причастен ко греху».
 
 Все эти утверждения предвозвещал и древний пророк Исаия: «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это». (Ис. 40, 5).
 Таковы свидетельства пророков, апостолов и святых отцов. И невозможно предположить, чтобы эти апостолы, святители, преподобные не понимали Евангелия или, что совершенно невероятно, сознательно противились Христу, уча о конечности мучений непокорных и духовно мёртвых и «спасении всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных». Очевидно, что именно так им было открыто Духом Святым.
 Видимо их мысли были таковы. Как мы, с нашим ограниченным сознанием, можем постичь понятие вечности. Можно ли предположить, что в «потустороннем мире» существует время подобно земному. Ведь Христос знал заранее, что должно в будущем произойти с ним и другими. Значит земное время для него ничего не значило.
 Категория вечности не может быть направлена в одну сторону. Не может человек родиться (с вечной душой!) и стать вечным. То, что имеет начало - рождение, всегда будет иметь конец - смерть. Душа не может родиться. Как это не парадоксально звучит, она существовала и существует, и будет существовать всегда, вечно.
 Всем представляется важным, куда душа попадет после физической смерти. Но немногие задумываются: кем она была до рождения в физическом теле. Что она преодолела: чистилище, ад, рай; на каком уровне она была в соответствии со словами апостола Павла: «Знаю человека во Христе, который …- восхищён был до третьего неба.» (2 Кор. 12,2).
 А как же один из столпов практически всех религий: учение о сотворении мира? Вот здесь, на взгляд богословов различных религий, и кроется главное противоречие. Сотворение и вечность два несовместимых понятия. Все «сотворенное» однажды будет иметь «апокалипсис» – это закон, утверждает ряд восточных религий и простая логика! В православной традиции нет ясного, твердого, внятного толкования по этому поводу. Есть лишь мнения авторитетных богословов, иногда противоречивые. В целом теория предсуществования души в православии не приемлется и осуждается.
 Более логичное объяснение, на взгляд сторонников апокатастасиса, можно получить, обратившись к восточным религиозным учениям. К русским философам этого направления можно отнести Блаватскую, Рерихов, частично Гурджиева и их последователей. Они утверждали, основываясь на «сакральных (пуранах, ведах и др.)» знаниях, пришедших задолго до христианства из глубины веков – мир несотворен, вечен, цикличен.
 Человек – микрокосмос. Подобно тому, как у него бьется сердце, бьется и космическое сердце. Это сердцебиение Бога! Каждый удар заключает сжатие и расширение сердца - «сжатие и расширение мира». Два состояния вечности. Проявленное состояние «расширение» (активной жизни), начинающееся с «сотворения» и кончающееся «апокалипсисом», и непроявленное «сжатие» (покоя Бога, все остальное отсутствует), которое библия характеризует словами «…и тьма над бездною…», а Ригведы словами: «…не было ни смерти, ни бессмертия тогда, не было признака дня или ночи, дышало, не колебля воздуха, по своему закону, нечто Одно и не было ничего другого, кроме него…».
 В момент перехода от проявленного состояния в непроявленное весь мир как-бы сливается с Богом в единое целое. Но это может произойти при одном условии -все сущее должно быть подобно Богу, т.е. должно быть таким же безупречно чистым. Это и есть главная цель Божественного мироздания. Все сущее в процессе жизни стремится к этому. Возможно ли этого достичь? Или это, как линия горизонта, сколько не приближайся, она ускользает. Ответ дал Спаситель своим появлением. Иисус - надежда и вера христиан всего мира. Это - возможно! "Я и Отец Мой – одно" – на мой взгляд, его главные слова, сила которых повергала в шок, слушающих их, за которые он, собственно, и был приговорен к распятию.
 По их мнению, «период времени» непроявленного состояния мироздания – «вечен», сокрыт тайной для всего сущего, кроме Создателя. Кто может его измерить, осознать, оценить, зафиксировать? Нет ничего: ни материи, ни духа, ни души, ни сознания, ни подсознания, ни времени, ни пространства, ничего. Никто, кроме Создателя, не сможет утверждать, что такой период вообще был. Значит для существ проявленного состояния им можно пренебречь?! Таким образом проявленные состояния соединяются в единую вечную цикличную проявленную жизнь на каких-то «новых» уровнях, циклах. (Не зря взято в скобки слово «новые», ибо сравнить эти уровни после «состояния покоя» будет не кому и не с чем).
 О душе. Есть много суждений и толкований о природе души. В различных религиях они без преувеличения различные, сложные и пытаться прояснить это сакральное понятие, хотя бы приблизится к нему невозможно человеку с ограниченным материальным сознанием. Но природа человека такова, что об этом он будет думать всегда.
 Сильно упрощая восточные воззрения, душа – это сосредоточие (некое тело) божественной искры, божественного духа (кстати часто эту искру ассоциируют у человека с совестью). В момент сотворения мира дух, являясь одним из аспектов Бога, (а по сути сам Бог), оплодотворяя материю, рассыпается на бесконечное количество искр, которые и образовывают все живое, начиная от «элементарных» частиц (не стоит считать их только материальными, не живыми или искать самую мелкую из них в бесконечности бытия). Апостол Павел говорит об этом, как «…все во всем…» 1 Кор. 15:27-28.
 Жизнь – это движение. Движение – одухотворено. Даже из элементарной физики известно, что движение без силы невозможно. Так, что это за сила, заставляющая, к примеру, в атоме электрон с огромной скоростью вращаться «вечно» вокруг ядра. Значит атом, электрон, нейтрино, базон Хигса и пр. имеют душу? Они склонялись, что – да, но примитивную, на соответствующем уровне. Смысл мироздания в совершенствовании души, в «ее росте». Душа, проходя через все фазы роста: элементарных, минеральных, растительных, животных достигает уровня человеческого бытия и должна идти дальше в духовный уровень (или уровни). Может ли душа деградировать на каком-то периоде бытия. «Нет»: отвечали посвященные. Она может приостановиться в своем развитии или наоборот совершить гигантский скачек вперед за счет собственных усилий. Процесс восхождения вечен, необратим и подчиняется основному Закону Бога. Этот процесс творится и контролируется основной действующей божественной силой, которая во многих религиях называется – Любовь.
 Но, а как же насильники, убийцы и прочие негодяи разных мастей, разве они заслуживают вечного восхождения, а не вечных мук, о которых говорил Спаситель. Или его святые слова могут подлежать сомнению? Нет, на их взгляд, одним из основных Законов мироздания является Закон баланса, равновесия, справедливости, кармы, воздаяния (все это одно и тоже). Каждая душа должна ответить за свое. Все, что душой совершено плохого (не соответствует божественному пути развития мира) должно быть ею же и выправлено, уравновешено, отработано в страданиях. Все, что совершено хорошего (соответствует божественному пути развития мира) должно быть вознаграждено. Души грешников в любом случае получат воздаяние, а когда и в какой форме не знает никто, ибо этот Закон - один из аспектов Бога и повлиять на него не может никто, кроме него. А, что касается «вечности» наказания, то «вечным» оно будет для всех, кто ему подвергнется, ибо никто не будет знать, когда оно закончится, ведь времени в вечности не существует.
 Верующие люди всех религий мира абсолютно убеждены в бесконечной, непостижимой доброте, милосердии, всеобъемлющей любви Бога. Нет никакой радости Богу создавать изначально несовершенных, духовно -, нравственно -, физически слабых, заблудших, не подготовленных к жизни людей, на время, подобное искре по сравнению с вечностью, чтобы потом обречь их на муки вечные.
 Однажды Творец возвысил человека над животным, которое никогда не согрешит из корыстных целей, руководствуется всегда исключительно инстинктами, установленной божественной природой. А ведь мог создать такими же и людей и подготовить им прямую дорогу в царствие небесное. Но человеческой душе Он дал главное свое качество - свободу. Свободу выбора. Свободу воли. Соединиться с Богом, пойти по этому пути могут только те, кто захотел этого и готов к этому. Кто отрекся от всех соблазнов мира, почувствовал основополагающую силу – силу Любви и ничто его не остановит, ибо ничего более не интересует.
 Остальные, как «второгодники, не выучившие положенные уроки», будут оставаться в тех же «классах» и проходить уроки снова и снова в материальных, духовных, быть может еще каких-нибудь мирах (времени и пространственных миров в вечности предостаточно), пока однажды душа не «возопиет…» и не скажет: «хватит…, надоело…, достаточно… я сдам положенный мне экзамен, уйду из этого бесконечного круговорота и перейду на следующую ступень». На нашей Земле мне представляется такими являются души святых отцов, великих святых – праведников всех религий.
 Св. Григорий Нисский об этом говорит так: «…Итак, чтобы и свобода осталась у нашего естества, и зло было уничтожено, мудрость Божия примыслила такое средство: попустить человеку остаться с тем, чего пожелал, чтобы вкусив зла, которого вожделел, и узнав опытом, что на что променял, снова добровольно сильным желанием востек к прежнему блаженству, отринув от своего естества все страстное и неразумное, как бы какое бремя, очистившись или в настоящей жизни молитвою и любомудрием, или после преставления отсюда, пещию очистительного огня».
 Если все вышесказанное имеет место, то возникает главный вопрос: почему Иисус прямо не говорил об этом, и это не отразилось в Евангелии. Может потому, что не все были готовы сказанное правильно и глубоко осмыслить, а то, что Он лично говорил Апостолам знать всем не дано: «Ученики, подойдя к Нему, спросили: "Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?". "Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано, - ответил Он. - У кого есть, тому Бог даст ещё, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то что есть, Он отнимет. Я потому говорю с ними иносказаниями, что они, смотря - и не видят, слушают - и не слышат, и не понимают» (Мтф. 13, 1-3, 10 - 12).
 Подытоживая тему исследования, можно сделать вывод, что понятие апоката́стасиса (спасения всех) не выросло из ничего. Человек не может воспринимать на веру абсолютно все, и в первую очередь то, что не укладывается у него в голове и кажется нелогичным, абсурдным. В конечном итоге таким его создал Творец, наделивший способностью мыслить. Когда великие святые говорили «о восстановлении всего» о великом едином Законе развития и совершенствования всего бытия, всех душ, что явно противоречит тезисам о «вечных» страданиях души, то это им представлялось более логичным и объяснимым. Но они не стремились никого убеждать в этом. Менять догматы церкви опасно. В конечном счете даже, если кто-то их них возможно приближался в своих знаниях к тайнам бытия, что не всегда соответствовало христианским религиозным догматам, то, на мой взгляд, такие люди становились еще более замкнутыми, понимая, что эти знания пока не для всех.
 Закончить свои исследования этих очень непростых вопросов хочется словами одного из признанных мудрейших философов своего времени:

«Я знаю, что ничего не знаю».

 Сократ.

Список использованных источников:
1.Толкование на Евангелие от Матфея. Глава 17
2. Библия.Мф.25.30.
3. Комментарии к евангелию от Матфея Мф.13:10-17 В.Н.Кузнецова
«Трудные страницы Библии.»
4. Нисский Григорий « Избранные творения » Стр.774.
5. Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский.
Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла.
6. Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла
Первое послание к Коринфянам 5:27-28.
7. Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла
Второе послание к Коринфянам Глава 12. святого апостола Павла.
8. Лао Цзы Дао дэ Цзин. Книга пути и благодати (сборник).

2021-07-13 16:03 2021