Актуальные вопросы начального общего образования

Вдовина Н. В. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Цель
Создать условия для: формирования навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением; формирование умения распознавать орфограммы в тексте; развития памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье
Ход урока
I. Организационный момент
Позвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
(Поприветствуйте гостей на нашем уроке)
II. Психологический настрой
– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3)
«Кто ищет трудность, находит мудрость»
Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания. (Ответы детей).
(Учиться находить решение проблем –это проявление мудрости)
– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?
(Нет, надо учиться их преодолевать.)
– Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.
III. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока
1. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.
- Я тетрадочку открою и как надо положу…
Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.
- Ребята, кто очень доволен оценкой за свой труд? (у кого добавилось «5»?)
Да, стараться ты умеешь!
Как приятно взять тетрадь.
Ведь опять твои работы
Выполняются на 5! Молодцы!
- Прежде чем начать писать, вспомним совет мудрой совы: (Буквы: П.К,Ч,А.Г)
на доске
П – пишу К – красиво Ч – чисто А – аккуратно Г – грамотно.
А). (–читаем число, классная работа, записываем)
2. –Ребята, обратите внимание на письмо и соединение букв.
сне еги рь снегирь
на доске
- из данных букв и соединений мы можем составить слово СНЕГИРЬ. (СЛАЙД )
Рядом с жильем людей снегири появляются с первым снегом, когда становится трудно в лесу найти пищу. Поэтому люди и назвали их - снегири. Трудно не заметить красивую, красногрудую певчую птичку.
- Какую заботу, к птицам, должны проявлять мы-люди? (подкармливать)
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
а) произнесем слово – снигирь,
б) посмотрите на письмо слова… что заметили? (слышим И-пишем Е)
- из наблюдения мы можем сделать вывод, что произношение и написание не всегда совпадают. И это мы называем… «ОПАСНОЕ МЕСТО».
ПОЧЕМУ? (Потому что буква Е - безударная гласная).
- Можно проверить? (Нет. Непроверяемая безударная гласная.). Словарное слово. И хранятся эти слова в орфографическом словаре.
(Запись слова: снегирь.)
3. (СЛАЙД ) - Прочитайте буквы. Как можно назвать их одним словом? (гласные). (Щелчок)
- КАКИЕ ГЛАСНЫЕ СОЗДАЮТ ПРОБЛЕМУ ПРИ НАПИСАНИИ БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО В КОРНЕ? (СЛАЙД ) (Щелчки) (а,о,е,и,я)
4. – Я предлагаю вам записать предложение:
На сн.гу сл.ды зв.рей.
на доске
(Ульяна, прочитай предложение.)
- Какие звуки мы слышим на месте пропущенных букв в словах снегу, следы, зверей? (И).
- Всегда ли нужно доверять произношению? (Нет)
- В каком случае нельзя? (Если гласная БЕЗУДАРНАЯ!)
- Давайте проверим. (Ставим ударение в словах.)
ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА, ОПАСНОЕ МЕСТО В СЛОВЕ (подчёркиваю безударные гласны-пропуски)
IV. Постановка учебной задачи
- Давайте определим задачу и цель урока!
1. Учиться подбирать проверочные слова, чтобы правильно писать слова с безударным гласной в корне слова.
V.Поиск решения проблемы. (СЛАЙД)
- И в решении данной проблемы нам поможет схема вопросов.
Повторяем правило:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Поставь под ударение!
Записываем предложение и решаем орфографическую задачу. Комментирует (Жаркова Вика)
(Образец: снегу - проверяю безударную гласную в корне слова, изменяю форму слова или родственное слово (снег, снежный), под ударением Е, значит и безударная – Е).
VI. Физминутка
На зарядке второй класс.
Мы присядем восемь раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
VII. Первичное закрепление.
2.Работа в паре. (СЛАЙД)
- А сейчас предлагаю поработать дружно в паре. (Возьмите желтую карточку) Прочитайте задание.
(приступаем к работе)
3. Проверь себя! (СЛАЙД) (Пары по очереди называют проверочное слово, выделяя голосом ударную гласную).
VIII. Прогулка в лес.
- Ребята, а вы бы сейчас захотели оказаться… в осеннем лесу? Тогда мне нужно превратиться …в волшебницу. Даже в школе на уроке могут происходить чудеса. (Закройте глаза и досчитаем до трех. (СЛАЙД).
Лес, точно терем расписной
Зеленый, золотой, багряный…
- Вам нравится здесь?
- Тогда дышите полной грудью, чистым свежим воздухом!
- А как вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ?
В переводе с греческого языка, Экология - наука о доме, т.е. наука о природном доме. Это наука о том, как сохранить нашу планету.
Мы с удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот деревьев, любуемся красотой цветов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения.
-Ребята, я пригласила вас полюбоваться красотой осеннего леса, подышать свежим воздухом… (СЛАЙД)
Но вот беда: подул осенний ветерок и буквы вместе с листиками упали в траву. Давайте вернем их обратно в слова.
А чтобы лес снова стал таким же красочным, нужно объяснить написание безударной гласной. (ОБЪЯСНЕНИЕ)
IХ. Физминутка для глаз (музыкальная)
- Пора возвращаться в класс. Вы можете собрать осенний букет из листьев. Тогда ловите! (СЛАЙД ), снимаем напряжение глаз, следим за движением листочка, моргаем.
(1. Работа по учебнику. Упр.146, с.96.) – по времени
Х. Итог урока
- Подводим итог урока. (СЛАЙД)
Схема: Какие гласные и когда надо проверять, чтобы писать без ошибок?
ОЦЕНИВАНИЕ.
ХI. Рефлексия
А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке.
(СЛАЙД) Лист самооценки.
- Всё получилось! (листочек закрасить зелёным цветом)
- Затруднялся (желтым цветом)
Нужна помощь. (красный цвет).
(Поднимите оценочный лист)
- Я вижу, и у нас разноцветный осенний листопад. На следующих уроках мы продолжим работу над орфограммой – проверяемая безударная гласная в корне слова. Урок закончен.
Спасибо за урок!
2020