Цель
Создать условия для: формирования навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением; формирование умения распознавать орфограммы в тексте; развития памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье
Ход урока
I. Организационный момент
Позвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
(Поприветствуйте гостей на нашем уроке)
II. Психологический настрой
– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3)
«Кто ищет трудность, находит мудрость»
– Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания. (Ответы детей).
(Учиться находить решение проблем –это проявление мудрости)
– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?
(Нет, надо учиться их преодолевать.)
– Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.
III. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока
1. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.
- Я тетрадочку открою и как надо положу…
Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.
- Ребята, кто очень доволен оценкой за свой труд? (у кого добавилось «5»?)
Да, стараться ты умеешь!
Как приятно взять тетрадь.
Ведь опять твои работы
Выполняются на 5! Молодцы!
- Прежде чем начать писать, вспомним совет мудрой совы: (Буквы: П.К,Ч,А.Г)
на доске
П – пишу К – красиво Ч – чисто А – аккуратно Г – грамотно.
А). (–читаем число, классная работа, записываем)
2. –Ребята, обратите внимание на письмо и соединение букв.
сне еги рь снегирь
на доске
- из данных букв и соединений мы можем составить слово СНЕГИРЬ. (СЛАЙД )
Рядом с жильем людей снегири появляются с первым снегом, когда становится трудно в лесу найти пищу. Поэтому люди и назвали их - снегири. Трудно не заметить красивую, красногрудую певчую птичку.
- Какую заботу, к птицам, должны проявлять мы-люди? (подкармливать)
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
а) произнесем слово – снигирь,
б) посмотрите на письмо слова… что заметили? (слышим И-пишем Е)
- из наблюдения мы можем сделать вывод, что произношение и написание не всегда совпадают. И это мы называем… «ОПАСНОЕ МЕСТО».
ПОЧЕМУ? (Потому что буква Е - безударная гласная).
- Можно проверить? (Нет. Непроверяемая безударная гласная.). Словарное слово. И хранятся эти слова в орфографическом словаре.
(Запись слова: снегирь.)
3. (СЛАЙД ) - Прочитайте буквы. Как можно назвать их одним словом? (гласные). (Щелчок)
- КАКИЕ ГЛАСНЫЕ СОЗДАЮТ ПРОБЛЕМУ ПРИ НАПИСАНИИ БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО В КОРНЕ? (СЛАЙД ) (Щелчки) (а,о,е,и,я)
4. – Я предлагаю вам записать предложение:
На сн.гу сл.ды зв.рей.
на доске
(Ульяна, прочитай предложение.)
- Какие звуки мы слышим на месте пропущенных букв в словах снегу, следы, зверей? (И).
- Всегда ли нужно доверять произношению? (Нет)
- В каком случае нельзя? (Если гласная БЕЗУДАРНАЯ!)
- Давайте проверим. (Ставим ударение в словах.)
ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА, ОПАСНОЕ МЕСТО В СЛОВЕ (подчёркиваю безударные гласны-пропуски)
IV. Постановка учебной задачи
- Давайте определим задачу и цель урока!
1. Учиться подбирать проверочные слова, чтобы правильно писать слова с безударным гласной в корне слова.
V.Поиск решения проблемы. (СЛАЙД)
- И в решении данной проблемы нам поможет схема вопросов.
Повторяем правило:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Поставь под ударение!
Записываем предложение и решаем орфографическую задачу. Комментирует (Жаркова Вика)
(Образец: снегу - проверяю безударную гласную в корне слова, изменяю форму слова или родственное слово (снег, снежный), под ударением Е, значит и безударная – Е).
VI. Физминутка
На зарядке второй класс.
Мы присядем восемь раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
VII. Первичное закрепление.
2.Работа в паре. (СЛАЙД)
- А сейчас предлагаю поработать дружно в паре. (Возьмите желтую карточку) Прочитайте задание.
(приступаем к работе)
3. Проверь себя! (СЛАЙД) (Пары по очереди называют проверочное слово, выделяя голосом ударную гласную).
VIII. Прогулка в лес.
- Ребята, а вы бы сейчас захотели оказаться… в осеннем лесу? Тогда мне нужно превратиться …в волшебницу. Даже в школе на уроке могут происходить чудеса. (Закройте глаза и досчитаем до трех. (СЛАЙД).
Лес, точно терем расписной
Зеленый, золотой, багряный…
- Вам нравится здесь?
- Тогда дышите полной грудью, чистым свежим воздухом!
- А как вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ?
В переводе с греческого языка, Экология - наука о доме, т.е. наука о природном доме. Это наука о том, как сохранить нашу планету.
Мы с удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот деревьев, любуемся красотой цветов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения.
-Ребята, я пригласила вас полюбоваться красотой осеннего леса, подышать свежим воздухом… (СЛАЙД)
Но вот беда: подул осенний ветерок и буквы вместе с листиками упали в траву. Давайте вернем их обратно в слова.
А чтобы лес снова стал таким же красочным, нужно объяснить написание безударной гласной. (ОБЪЯСНЕНИЕ)
IХ. Физминутка для глаз (музыкальная)
- Пора возвращаться в класс. Вы можете собрать осенний букет из листьев. Тогда ловите! (СЛАЙД ), снимаем напряжение глаз, следим за движением листочка, моргаем.
(1. Работа по учебнику. Упр.146, с.96.) – по времени
Х. Итог урока
- Подводим итог урока. (СЛАЙД)
Схема: Какие гласные и когда надо проверять, чтобы писать без ошибок?
ОЦЕНИВАНИЕ.
ХI. Рефлексия
А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке.
(СЛАЙД) Лист самооценки.
- Всё получилось! (листочек закрасить зелёным цветом)
- Затруднялся (желтым цветом)
Нужна помощь. (красный цвет).
(Поднимите оценочный лист)
- Я вижу, и у нас разноцветный осенний листопад. На следующих уроках мы продолжим работу над орфограммой – проверяемая безударная гласная в корне слова. Урок закончен.
Спасибо за урок!