Цель Создать условия для: формирования навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением; формирование умения распознавать орфограммы в тексте; развития памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников. Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы. Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия. Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре). Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье Ход урока I. Организационный момент Позвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. (Поприветствуйте гостей на нашем уроке) II. Психологический настрой – Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3) «Кто ищет трудность, находит мудрость» – Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания. (Ответы детей). (Учиться находить решение проблем –это проявление мудрости) – Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей? (Нет, надо учиться их преодолевать.) – Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. - Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность. III. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока 1. Каллиграфическая минутка. Словарная работа. - Я тетрадочку открою и как надо положу… Мы тетради все открыли, Ровно сесть не позабыли. - Ребята, кто очень доволен оценкой за свой труд? (у кого добавилось «5»?) Да, стараться ты умеешь! Как приятно взять тетрадь. Ведь опять твои работы Выполняются на 5! Молодцы! - Прежде чем начать писать, вспомним совет мудрой совы: (Буквы: П.К,Ч,А.Г) на доске П – пишу К – красиво Ч – чисто А – аккуратно Г – грамотно. А). (–читаем число, классная работа, записываем) 2. –Ребята, обратите внимание на письмо и соединение букв. сне еги рь снегирь на доске - из данных букв и соединений мы можем составить слово СНЕГИРЬ. (СЛАЙД ) Рядом с жильем людей снегири появляются с первым снегом, когда становится трудно в лесу найти пищу. Поэтому люди и назвали их - снегири. Трудно не заметить красивую, красногрудую певчую птичку. - Какую заботу, к птицам, должны проявлять мы-люди? (подкармливать) Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. а) произнесем слово – снигирь, б) посмотрите на письмо слова… что заметили? (слышим И-пишем Е) - из наблюдения мы можем сделать вывод, что произношение и написание не всегда совпадают. И это мы называем… «ОПАСНОЕ МЕСТО». ПОЧЕМУ? (Потому что буква Е - безударная гласная). - Можно проверить? (Нет. Непроверяемая безударная гласная.). Словарное слово. И хранятся эти слова в орфографическом словаре. (Запись слова: снегирь.) 3. (СЛАЙД ) - Прочитайте буквы. Как можно назвать их одним словом? (гласные). (Щелчок) - КАКИЕ ГЛАСНЫЕ СОЗДАЮТ ПРОБЛЕМУ ПРИ НАПИСАНИИ БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО В КОРНЕ? (СЛАЙД ) (Щелчки) (а,о,е,и,я) 4. – Я предлагаю вам записать предложение: На сн.гу сл.ды зв.рей. на доске (Ульяна, прочитай предложение.) - Какие звуки мы слышим на месте пропущенныхбукв в словах снегу, следы, зверей? (И). - Всегда ли нужно доверять произношению? (Нет) - В каком случае нельзя? (Если гласная БЕЗУДАРНАЯ!) - Давайте проверим. (Ставим ударение в словах.) ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА, ОПАСНОЕ МЕСТО В СЛОВЕ (подчёркиваю безударные гласны-пропуски) IV. Постановка учебной задачи - Давайте определим задачу и цель урока! 1. Учиться подбирать проверочные слова, чтобы правильно писать слова с безударным гласной в корне слова. V.Поиск решения проблемы. (СЛАЙД) - И в решении данной проблемы нам поможет схема вопросов. Повторяем правило: Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Поставь под ударение! Записываем предложение и решаем орфографическую задачу. Комментирует (Жаркова Вика) (Образец: снегу - проверяю безударную гласную в корне слова, изменяю форму слова или родственное слово (снег, снежный), под ударением Е, значит и безударная – Е). VI. Физминутка На зарядке второй класс. Мы присядем восемь раз. Высоко поднимем руки, Будем жить всегда без скуки. Повернёмся вправо, влево, Вновь работать будем смело. VII. Первичное закрепление. 2.Работа в паре. (СЛАЙД) - А сейчас предлагаю поработать дружно в паре. (Возьмите желтую карточку) Прочитайте задание. (приступаем к работе) 3. Проверь себя! (СЛАЙД) (Пары по очереди называют проверочное слово, выделяя голосом ударную гласную). VIII. Прогулка в лес. - Ребята, а вы бы сейчас захотели оказаться… в осеннем лесу? Тогда мне нужно превратиться …в волшебницу. Даже в школе на уроке могут происходить чудеса. (Закройте глаза и досчитаем до трех. (СЛАЙД). Лес, точно терем расписной Зеленый, золотой, багряный… - Вам нравится здесь? - Тогда дышите полной грудью, чистым свежим воздухом! - А как вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? В переводе с греческого языка, Экология - наука о доме, т.е. наука о природном доме. Это наука о том, как сохранить нашу планету. Мы с удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот деревьев, любуемся красотой цветов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. -Ребята, я пригласила вас полюбоваться красотой осеннего леса, подышать свежим воздухом… (СЛАЙД) Но вот беда: подул осенний ветерок и буквы вместе с листиками упали в траву. Давайте вернем их обратно в слова. А чтобы лес снова стал таким же красочным, нужно объяснить написание безударной гласной. (ОБЪЯСНЕНИЕ) IХ. Физминутка для глаз (музыкальная) - Пора возвращаться в класс. Вы можете собрать осенний букет из листьев. Тогда ловите! (СЛАЙД ), снимаем напряжение глаз, следим за движением листочка, моргаем. (1. Работа по учебнику. Упр.146, с.96.) – по времени Х. Итог урока - Подводим итог урока. (СЛАЙД) Схема:Какие гласные и когда надо проверять, чтобы писать без ошибок? ОЦЕНИВАНИЕ. ХI. Рефлексия А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. (СЛАЙД) Лист самооценки. - Всё получилось! (листочек закрасить зелёным цветом) - Затруднялся (желтым цветом) Нужна помощь. (красный цвет). (Поднимите оценочный лист) - Я вижу, и у нас разноцветный осенний листопад. На следующих уроках мы продолжим работу над орфограммой – проверяемая безударная гласная в корне слова. Урок закончен. Спасибо за урок!