НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Колосова А.Н. Проект по взаимодействию педагога с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством "Бабушкин

Библиографическое описание:
Колосова А.Н. Проект по взаимодействию педагога с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством "Бабушкин сундучок" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Паспорт проекта «Бабушкин сундучок»

Тип проекта: игровой, творческий, информационный.

Продолжительность проекта: ноябрь 2022 – февраль 2023.

Участники проекта: воспитатель, дети смешанной ранней группы, родители.

Цель: формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста, приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям посредством ознакомления с устным народным творчеством.

Задачи

Для детей:

·знакомить детей с народным фольклором: пестушки, потешки, игры-забавы, сказки, колыбельные песни;

·знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи; знакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;

·знакомить с домашними животными;

·знакомить с народными музыкальными инструментами;

·знакомить с русским народным костюмом;

·знакомить с русскими народными подвижными играми;

·развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности детей;

·прививать любовь к семейным традициям через основные формы фольклора: потешки, сказки, прибаутки, песни;

·воспитывать любовь в семье к малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок, народных игр.

Для родителей:

· способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

·повышать компетентность родителей в вопросах нравственно патриотического воспитания детей посредством ознакомления с устным народным творчеством.

Реализация данного проекта позволит: заложить основу патриотического воспитания у детей через ознакомление с устным народным творчеством.

Через фольклор приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.

Гармонизировать детско-родительские отношения в семьях, активизировать участие родителей в деятельности ДОУ.

Актуальность

В 2023 году в рамках годовой задачи по формированию у дошкольников чувства принадлежности к малой родине и Отечеству, предпосылок гражданско-патриотической позиции с детьми и родителями смешанной ранней группы «Курносики» был проведён проект «Бабушкин сундучок». Ранний возраст - самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире, в младшем дошкольном возрасте патриотическое воспитание возможно именно средствами фольклора. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду и дома. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки – это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор является идеальным средством патриотического воспитания, поскольку решает такие задачи, как формирование первичных представлений о себе, воспитания любви к родителям, близким людям, развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности детей, формирование культурно-гигиенических навыков, воспитание любви к родной местности, к своей Родине-России. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Маленький ребенок 1.5- 3 лет еще не различает добро и зло. И то, и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Содержание потешек, прибауток, песенок, сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Поэтому, на мой взгляд устное народное творчество помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям, формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле. Необходимо воспитывать любовь и уважение к семье, родному дому, городу, животным и делать это совместно. Реализация проекта «Бабушкин сундучок» поможет повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания посредством ознакомления с устным народным творчеством в семье и ДОУ.

Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта:

Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации НОД, в режимных моментах.

Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и НОД.

Практический: продуктивная деятельность, упражнения во время НОД, режимных моментах, совместных мероприятиях с родителями.

Игровой: игры, драматизация в режимных моментах, в совместной деятельности.

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

I этап – организационно-подготовительный

Он включает в себя: подбор и изучение методической литературы по теме проекта, подбор форм и методов работы с детьми и родителями, анкетирование родителей, постановка цели и задач, составление плана реализации проекта. Подбор наглядного материала к образовательной, игровой, театрализованной деятельности, беседам.

Составление картотеки потешек, используемых в режимных моментах, народных подвижных, пальчиковых игр на основе фольклора.

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

Подготовка консультаций для родителей: «Психологические особенности детей 1,5-3 лет», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста».

II этап –практический

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяли понятию «семья». Проводили беседы на тему «Моя семья», рассматривали семейные фотографии, вели беседы о членах семьи. Проводили фотовыставку «Моя семья-мое богатство». Проводили беседу о маме, и изготовили подарок для любимой мамы к Дню матери. В работе с детьми широко использовали все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки. Читали потешки о членах семьи: «Еду к бабе, еду к деду», «Ладушки, ладушки», играли в пальчиковые игры: «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик – дедушка», «Маша варежку надела», «Пальчик, пальчик, где ты был?».

Знакомство с понятием «малая Родина» началось с формирования первоначальных представлении о родном городе Череповец, рассматривания семейных фотографий на фоне города, любимых часто посещаемых его уголков: парков, скверов, достопримечательностей города. Каждый родитель делал фотоколлаж «Что мы Родиной зовем» со стихами о любимом городе, на фотографиях присутствовали все члены семьи на фоне города.

Началось знакомство со стариной с бабушкиного сундука одного из воспитанника группы. Приходили мамы и бабушки на совместные занятия и приносили старинные вещи, которые были дороги семье, и из сундучка на каждом занятии доставали что- то новое. Патриотическое воспитание в раннем возрасте включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, сначала познакомились с волшебным сундучком, узнали для чего он был нужен нашим прабабушкам. Потом познакомились с вещами, утварью и народными инструментами, которые бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколение. Родители изготовили серию кукол, надевающихся на руку. И с помощью их встречали детей в адаптационный период, успокаивали.

В адаптационный период использовали уговорушки, потешки: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?». И кукла гладила ребенка по головушке, разговаривала с ним. Вместе с потешками дети умывались, слушая потешку «Водичка-водичка». С помощью потешек приучали к гигиене, аккуратности, стремлению к чистоте. Через потешки, сказки, поговорки познакомились с домашним животным -котом, который любит лежать на сундуке, охраняет его. Проговаривали потешки: «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…», «Кисонька-мурысонька».

Так постепенно познакомились со всеми домашними животными, птицами. Читали и проигрывали потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок», «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка», «Идёт коза рогатая», «Курочка-рябушечка, куда пошла?», «Барашеньки-крутороженьки», «Два веселых гуся». Все звери-герои сделаны вручную, сшиты или связаны. Они одевались на руку и дети слушали потешку про петушка, котика, зайку, собачку, гусей. Потом вместе играли, танцевали, проигрывали, звукоподражали животным, имитировали их движения, тем самым воспитывали интерес к слушанию фольклорных произведений и любовь к домашним животным.

Затем в сундучке стали появляться различные старинные вещи, музыкальные инструменты и одежда, нам предстояло знакомство с традициями русского народа. Ознакомление детей со старинной русской одеждой было совместно со знакомством с фольклорными произведениями: «У Аленки в гостях два цыпленка в лаптях», «Валенки-валенки» и другими. Дети узнали в чем ходили раньше, рассматривали русский сарафан и рубаху с вышивками-оберегами, трогали и одевали настоящие лапти из бересты и валенки (приложение 1). Читали потешку «Сорока-белобока кашу варила» и показывали чугунок. В котором раньше варили кашу в печи. Родители приносили различную утварь в патриотический уголок: ложки, берестяные стаканчики, туесок, корзинку, прялку, чесалку, веретено.

Знакомили детей со старинными музыкальными инструментами такими как: балалайка, дудочка, птичка-свистулька, гармошка, ложки. Знакомили с их звучанием, играли на них. Слушали потешки и поговорки: «Гармонист Антошка, доставай свою гармошку», «Ой, ду-ду, потерял пастух дуду».

Подбирали потёкши, прибаутки, забавушки, колыбельные песенки и совместно с родителями составляли красочные мини альбомы русских народных потешек, прибауток, читали их дома и в ДОУ.

Читали дома и в саду русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Русские народные сказки -отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире. Для наилучшего восприятия сказки активно использовали различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Проводили дидактические игры с лэпбуком «Люблю тебя мой край родной», где были дидактические игры про природу родного края, домашних и диких животных, русскую избу, ремесла. Проводили совместно с родителями и в режимных моментах подвижные игры, хороводные игры. В течении проекта провели ряд занятий, мероприятие для детей «Моя семья»-традиции и обычаи наших предков, совместное мероприятие для детей и их родителей «Русские посиделки» (приложение 2).

III этап – заключительный

Он предполагает повторное анкетирование родителей, анализ анкетирования, подведение итогов проекта и анализ его реализации, демонстрацию видео и фото презентации проекта для родителей в группе в контакте «Патриотическое воспитание в группе курносики №7».

Во время проекта по патриотическому воспитанию детей ранней смешанной группы были проведены выставки поделок, которые родители выполняли вместе с детьми своими руками «Здравствуй осень золотая», выставка коллажей «Что мы Родиной зовем!», фотовыставка «Моя семья –мое богатство». Принимали участие в конкурсе чтецов «Как прекрасен этот мир». Родители принимали активное участие в различных акциях.

Привлекались к созданию РППС в группе своими руками: пополнение дидактического материала по патриотическому воспитанию, обогащение предметно-развивающей среды группы создание патриотического уголка (приложение 3), оснащение музыкального уголка народными инструментами, игрового центра - предметами старинной утвари (самовар, расписные платки, коврики, прялка), театральный уголок пополнился перчаточными куклами и пальчиковым театром. Пополнение фонотеки -дисками и аудиокассетами с русскими народными сказками, потешками, приобретение книг в уголок по развитию речи и создание картотеки потешек, прибауток.

Результативность: родители и дети познакомились с народным фольклором: пестушками, потешками, играми-забавами, сказками, колыбельными песнями. У детей и родителей повысился интерес к русскому народному фольклору. У детей обогатился словарный запас. Дети знают и показывают части тела и знают некоторые народные музыкальнее инструменты. Знакомы с русским народным костюмом, знают и играют в некоторые русские народные подвижные игры.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развило устную речь детей, их фантазию и воображение, духовно нравственное восприятие. Детский фольклор дал возможность приобщить детей к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно формировать нравственные чувства: доброжелательное отношение друг к другу, к родителям, животным, любовь к Родине.

Библиографический список

1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2015.

2. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире: // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. С. 98-104.

3.Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72 с.
2023