НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Абахова А. В. STEАM-образование в детском саду

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

Рисунок 1. STEAM-образование – это своеобразный сплав
STEАM-образование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, принятому в 2013 году. Необходимость в данной модели образования возникла в связи с развитием в мире инновационных технологий и высокотехнологичной продукции. Изменения в мире влекут за собой изменения в образе жизни человека, его мышлении, восприятии мира.
Внедряя STEM-образование, мы даем детям возможность изучать мир в системе, обнаруживать и понимать взаимосвязь и последовательность происходящих вокруг явлений, делать свои открытия, самому создавать что-то новое. Все новое развивает любознательность и познавательную активность. Умение самостоятельно ставить перед собой задачи, выбирать пути их решения, оценивать свои результаты и достижения – обеспечивает более высокий уровень развития ребенка и дает широкие возможности в будущем при выборе профессии.
STEАM-образование включает в себя 6 модулей

Рисунок 2. Модули STEAM-образования
Каждый модуль решает свои специфические задачи
«Дидактическая система Ф.Фрёбеля»:
- освоение первичных математических представлений путем действий с геометрическими телами и фигурами;
- освоение пространственных отношений;
- конструирование в различных ракурсах и проекциях.
«Экспериментирование с живой и неживой природой»:
-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;
-развитие осознания общности всего живого через наглядное и чувственное восприятие;
-формирование экологического сознания.
«LEGO – конструирование»:
- развитие способностей к экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
-формирование умений группировать предметы;
-развитие умений создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.
«Математическое развитие»:
-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
«Робототехника»:
-развитие логики и алгоритмического мышления;
-развитие способностей к планированию, моделированию;
-развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;
-формирование умений и навыков пользоваться универсальными знаковыми системами (символами).
«Мультстудия «Я творю мир»:
-освоение информационно-коммуникационных, цифровых и медийных технологий;
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.
Можно выделить ряд общих задач:
-развитие навыков свободного владения речью (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
-развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- умение быстро решать практические задачи;
-овладение умением акцентирования, схематизации, типизации.
Реализация задач происходит во время непосредственной образовательной деятельности, свободной деятельности воспитанников и входе режимных моментов. Образовательные области интегрируются, объединяясь одной темой. Ведущими видами деятельности являются: игра, конструирование, познавательно-исследовательская деятельность, художественно-творческая деятельность, коммуникативная деятельность. Платформой могут служить специально оборудованные помещения: лаборатории, LEGO центры, классы математического развития, мультстудии и т.д., а также игровые комнаты групповых ячеек, веранды детских игровых площадок. Высоко квалифицированные педагогические кадры и материальная база – важные компоненты, позволяющие реализовывать STEАM-образование, и в каждом образовательном учреждении они свои. Новые детские сады имеют преимущество в оснащении современным интерактивным и игровым оборудованием, а учреждения, работающие не первый десяток лет, имеют педагогов с большим и бесценным опытом работы. Социальное партнерство и взаимодействие в образовательном процессе могут стать решением проблемы, расширяя возможности любой организации и давая положительный практический результат.
STEАM-образование в ДОУ имеет разные модели реализации: долгосрочные («STEАM-карусель», «STEАM-технопарк», «STEАM-игра», «STEАM-предшкола», «STEАM-лаборатория» и т.д.) и одного дня. «Модель одного дня», как показывает практика, наиболее часто применима. В данной модели задействованы все участники образовательно-воспитательного процесса дня: воспитанники, родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования и другие специалисты. Предметно-развивающая среда должна быть насыщенна и мобильна. Педагоги должны владеть необходимой базой знаний, обладать умением планировать среду и деятельность по запросу воспитанников. Где бы ни оказался ребенок в этот день, он будет познавать, экспериментировать, создавать, творить в одной теме. Такой подход позволяет раскрыть тему глубоко, широко и системно.
STEАM-образование – инновационный подход в обучении и развитии детей, который дает возможности заниматься созиданием и творчеством не только детям, но и педагогам.

Библиографический список

1.       Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

2.       (Образовательные STEM модели в детском саду. Это возможно? URL: https://до.online/articles/opit-do/obrazovatelnye-stem-modeli-v-detskom-sadu-eto-vozmozhno/)
2021