НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Литвиненко Н. В. Что есть у березы?

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Младшая группа.
Задачи. Пока­зать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.
Потрогать ее ствол, пока­зать ветви, изобразить руками их вели­чину, обойти березу кругом, полюбо­ваться ее стройностью и красотой. Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку (показывает заранее приготовленную игрушку).
Старшая группа:
Задачи. Выяс­нить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить инте­рес к березе, подвести к мысли, что бе­резе хочется дружить с людьми. Повторить наблюдение для детей младшего возраста, Выяснить знания детей задать следующие вопросы.
Чем деревья отличаются от других растений?
Какие деревья вы знаете? Деревья - живые?
Почему вы так считаете?
Много ли деревьев растет около детского сада?
Как они называются? Много ли деревьев растет около вашего дома?
Как они называются.
Октябрь.

Наблюдение 2

Тема «Падают-падают листья»

Младшая группа
Задачи. Пока­зать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы. Понаблюдать с детьми, как листья па­дают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на тре­угольник с зазубринами на концах.
Старшая группа
Задачи. Пока­зать связь деревьев с окружающей сре­дой. Углубить знания детей то, что осенью дни становятся короче и хо­лоднее - происходят изменения в жиз­ни дерева: желтеют листья, сначала на­верху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья бе­рез).

Ноябрь

Наблюдение 3

Как береза готовится к зиме?

Чем питается береза?
Младшая группа.
Задачи. Пока­зать детям, что береза помогает себе са­ма утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обита­телей почвы.
Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Совершенствовать знания детей о том, что листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом за­щищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не про­мерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитате­лей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей ли­ствой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы воз­родятся к жизни.
Старшая группа
Задачи. Дать детям представление о том, что в природе все взаимосвязано. Листья растут на дереве, которое «до­бывает еду» из почвы. Углубить знания детей о том, что осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят» ее листья перегнива­ют - почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на кото­рых появятся новые листья, и т.д.
Помо­гают превращению листьев в почву под­земные жители, например дождевые черви. В группе сделать модель дерева из «трубы», на которую намотан лино­леум, и сухих веток

Зима

Декабрь

Наблюдение 1

Тема «Первый снег!»

Младшая группа
Задачи. Вмес­те с детьми выразить восхищение пер­вым снегом и заметить, как изменилась береза. Углубить знания детей о том, что первый снег быстро тает.
Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.
После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.
Старшая группа
Задачи. Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах. Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения - березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков... Настоящая снежная сказка!
В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом словно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, предложить детям нарисовать дома то, что видели на прогулке возле березы.
Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы

Январь

Наблюдение 2

Тема «Ясная, солнечная погода»

Младшая группа
Задачи. Показать, что зимой — в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая. Углубить знания детей в том, что светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).
Старшая группа
Задачи. Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве. Углубить знания детей, рассматривая картины художников И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Иона («Мартовское солнце»), И. Грабаря («Февральская лазурь»), И. Шишкина («Лесная глушь»), А. Рылова («Осень на реке Тесна») и др. Обратите их внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка».
Февраль
Наблюдение 3

Тема «Метель»

Младшая группа
Задачи. Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку; утепляет ствол березы.
После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.
Задачи. Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц. Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу.
К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей. После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель.
Выяснить знания детей вопросом. Что помогает дереву устоять во время урагана?
Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения

Весна.

Март

Наблюдение 1

Тема «Что нужно нашему дереву?»

Младшая группа
Задачи. Углубить представление о том, без чего береза не может жить. На панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло - в марте солнце греет сильнее), воду (капельку воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля.
Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.
Старшая группа
Задачи. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы. Совершенствовать знания детей о том, что дерево не может жить без света.
Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.
Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затененном месте?
Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли - почвы. Деревья, как и мы, должны дышать.Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны. Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. В беседах с детьми уточнить следующее.
Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред. Ветер переносит семена березы.
Апрель

Наблюдение 2

Тема «Березовые почки»

Младшая группа
Задачи. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Предложить детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.
Старшая группа
Задачи. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других. Рассказать детям, что оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. Уточнить то, что
у одних деревьев они круглые, у других – продолговатые крупные. Углубить знания детей о том, что у всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые, сравнить березовые почки с почками других деревьев.

Май

Наблюдение 3

Тема «Береза цветет»

Младшая группа
Задачи. Показать, как цветет береза.
В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки.
Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Предложить детям, подойти к березке - Беля ночке. Сказать ей, как нас зовут, обнять, погладить кору, послушать, дерево.
Старшая группа
Задачи. Дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки. Уточнить явление в ходе наблюдения, что в мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые.
Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Лето

Июнь

Наблюдение 1

Тема «Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду»

Младшая группа
Задачи. Углубить знания детей о том, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается. Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками). Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее - черная или белая ткань?»)
Старшая группа
Задачи. Побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?». Углубить знания детей о том, что в коре березы есть особое вещество - бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.

Июль

Наблюдение 2

Тема «Какие птицы и насекомые живут рядом с березой

Младшая группа
Задачи. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы. Углубить знания детей о том, что муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.
Старшая группа
Задачи. Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе. Выяснить какие обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Углубить знания детей, что дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел - слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки - лимонницы и крапивницы.

Август

Наблюдение 3

Тема «Развитие семейных традиций»

Младшая группа
Задачи. Провести совместное с родителями наблюдение. Дети, поздоровавшись с березкой - Беля ночкой, гладят на ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Побудить детей вместе с родителями поводят хоровод. Вокруг березки и предложить родителям повесить скворечник.
Старшая группа
Задачи. Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей. Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в честь каких-то семейных событий). Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом. А также скворечники и кормушки для птиц, прилетавших на березку.

2022