При поступлении в школу младший школьник оказывается в группе сверстников. Они объединяются в учебный класс. У учащихся начинают складываться межличностные отношения со сверсниками, учителями. Но общение у первоклассников с ровестниками отходит на второй план. У детей происходит адаптация к школе, к новым правилам, новому коллективу. Учение становится главной и основной деятельностью ребенка. Иногда дети не замечают своих одноклассников, могут с ними не общаться, не помнят, кто с ним сидел за партой. Каждый существует сам по себе. Контакты между первоклассниками осуществляются при помощи учителя. Привыкнув к школе, ребенок приступает к установлению дружеских контактов. В течение младшего школьного возраста представление о дружбе и отношение к друзьям меняется. Для ребенка шести-семи лет друг - это тот, с кем он играет, сидит или живет в одном доме. В выборе товарища ребенок ориентируется не на качества личности, а на поведение. Ему очень важно, чтобы с друзьями было хорошо и весело. Приятельские отношения недолговечные, они легко возникают и так же легко заканчиваются. Для детей восьми-одиннадцати лет немаловажны качества личности: доброта, внимательность, порядочность, самостоятельность, уверенность в себе. Со временем у ученика формируется система личных отношений, основой которых являются непосредственные эмоциональные отношения. При развитии общения в детском коллективе можно выделить несколько социальных ролей у детей. Первая категория - лидеры. Они очень общительны, энергичны, предприимчивы, хорошо учатся, с ними хотят общаться, дружить. К такому прислушиваются, ждут совета. Таких детей в классе немного, обычно 2-4 человека. Лидером может стать и плохой ученик, когда воспитательная функция в учреждении запущена. При выборе лидера у первоклассников большое внимание уделяется таким внешним особенностям как хорошая внешность, инициативность, готовность помочь во всем, хорошая физическая подготовка, успеваемость по предметам. К концу обучения в первом классе у детей на первый план выходят организаторские способности. Данные, связанные с успеваемостью, отступают на второй план. Для «непривлекательных» детей в этом возрасте свойственны такие качества, как общественная пассивность, недобросовестное отношение к труду и к чужим вещам. Подобные критерии оценки одноклассников связаны отличительными чертами восприятия и их представлениями о младших школьниках. Любимцы. Подобная категория детей нравится взрослым за покорность, легкость, мягкость, исполнение, им идут навстречу. В начальной школе дети тянутся к этой группе детей из-за кажущейся возможности быть ближе к педагогу, «полюбиться» ему. Дети уверены: в случае если любимчика обожают, следовательно, есть причина и он хороший. Постепенно видимость исчезает, любимец может превратиться в отвергнутого. Большинство. В этой группе оказываются дети, которые никак не выделяются среди остальных в хорошем смысле этого слова. Они непосредственны, ведут себя спонтанно и интуитивно. Действуют и мыслят согласно своему возрасту – мальчик семи лет выбирает играть в футбол, чем обучаться. Отвергнутые. Бывает так, что в классе ребенок по какой-либо причине не принимается другими детьми. Он может отличаться от других, например, физической формой, манерами. Такие дети – большая проблема в классе. Они остро переживают свой статус в коллективе, часто возникают неадекватные аффективные реакции. Статус ученика в классе и отношение к нему сверстников обычно выясняют с помощью социометрических методик, адаптированных для их школьного возраста. Основная и главная роль в формировании межличностных отношений отводится учителю, так как он является авторитетом для них. На первых месяцах обучения восприятие ребенком одноклассников определяется именно учителем, он оценивает их во время уроков, подчеркивает успех или неудачу. Но педагог, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в школьном коллективе. Например, учитель показывает свое недоброжелательное отношение к ребенку, зачастую осуждает, делает ему много замечаний. Видя это, дети точно также относятся к ученику, перестают его принимать. И наоборот, учитель очень ярко показывает свою любовь к определенному ученику, хвалит постоянно, то одноклассники тоже прекращают контактировать с ним, считая его «любимчиком». Учитель должен помогать детям, вовлекать детей в групповую работу, помогать индивидуально учащимся. Родители детей тоже могут помочь наладить взаимоотношения, контакты детей в классе. Для этого нужно показывать собственный пример: быть приветливыми, вежливыми. Таким образом, природа межличностных отношений считается довольно непростой. Межличностные отношения включают, как и индивидуальные качества отдельного учащегося, так и нормы, ценности общества. Общение детей, только пришедших в школу, зависит от многих факторов: успешность обучения, интересов школьников, их привлекательность… Если в классе сформируется негативная позиция какого-то ученика, это может привести к большим проблемам. С классом должна проводиться постоянная работа с педагогом-психологом, который поможет в оптимизации межличностных отношений младших школьников со сверстниками.
Библиографический список
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Пи тер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии») 2. Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б. С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 348 с. 3. Мухина, В. С. Возрастная психология. Учебное пособие / В. С. Мухина. — М.: «Академия», 2006. — 608 с. 4.