Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Ляпина И. Г. Сценарий образовательного события, приуроченного к Международному дню защиты прав детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf

Цели:
-обобщить знания детей об основных правах ребенка;
-раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
-сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей;
-способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции
·           дать представление о «Конвенции о правах ребёнка»;
·           научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
·           развивать мышление, память, сообразительность;
·           воспитывать любовь и гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе.
Задачи:
-организационные: сотрудничество и координация деятельности всех заинтересованных лиц на всех уровнях;
-содержательные: структурирование и адаптирование учебного материала по правовому образованию к задачам нравственного, патриотического воспитания и воспитания правовой культуры:
-воспитывать чувство личного достоинства, основанного на высокой нравственности;
-прививать понимание личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды.
Сценарий мероприятия на тему: «Нужно ли пользоваться своими правами и знать свои обязанности»
1.Воспитатель
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
2.Воспитанник (заранее подготовленный материал)
Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!», чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам – «Благости!», чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам – «Радости!», удач, успехов и везения!
Чтоб пожелать всем прекраснейшего настроения!
3. Воспитатель
- Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатых стран и из бедных. Многие приехали из тех мест, где шла война. Были там мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины. Все вместе они написали закон и привели в этом документе список прав и обязанностей, которые общие для всех, и мы должны их выполнять, в том числе и дети.
- Мы сегодня подробнее остановимся на правах ребёнка. 20 ноября по правовому календарю отмечается Всемирный день защиты прав ребёнка.
Физ. Минутка
4. Игра «Имена»
- Ребята, каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой: «Ирина – искренняя».
- Молодцы! А имеете ли вы право на свои имена? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? (имена, фамилии, даты рождения записаны в Свидетельстве о рождении).
Правильно! А еще вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
- А какие еще есть у детей права?
- Где они записаны?
- Кто их утверждал? (рассуждения и высказывания детей)
5. Воспитатель
- Ребята, все права детей все­го мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка», которая имеет 6 групп прав и должна обеспечить детям счастливое детство. Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не до­пустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
6. Игра «Кто лишён прав?» (выбор картинок)
Право на жизнь
Золушка
Колобок
Кот в сапогах
Право на неприкосновенность жилища
Сестрица Алёнушка
Три поросёнка
Колобок
Право на свободный труд
Золушка
Красная Шапочка
Балда
Право на свободу вступление в брак
Золушка
Дюймовочка
Алёнушка
Право на владение личным имуществом
Красная Шапочка
Буратино
Баба Яга
7. Сценки. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Воспитатель
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают­ся права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Сценка 1.
Все сценки заранее подготовлены.
Мама: - Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: - А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!
Воспитатель: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Сценка 2.
Воспитатель: - Оля, ты сегодня дежурная, пожалуйста, полей цветы и вынеси мусор.
Оля: - Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Воспитатель: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права. (Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей. Ее права действуют, если не нарушаются права других!).
Сценка 3.
Воспитатель: - Ваня, ты опять разрисовал весь стол в игровой! Ведь дети его только помыли!
Ваня: - А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Воспитатель:: - Кто разъяснит Иванову его пра­ва и обязанности?
Сценка 4.
Воспитатель: - Ирина, ты уже который день не читаешь!
Ирина: - Ну и что здесь плохого? Я имею право на отдых!
Воспитатель: - Правильно ли рассуждает Ирина?
8. Итог. «Выбери нужное слово»
Воспитатель
Ребята, на раскрытую книгу нужно повесить карточку со словом, которое встречалось сегодня на классном часе и наиболее вам понравилось
9. Поэтическая строка
– Дети, я хочу, чтобы вы запомнили, что человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки называется ГРАЖДАНИН.
А. Джами
Пять важных правил в жизни соблюдай
И на земле увидишь светлый рай
В делах мирских не возмущай покой
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад
Живи в достатке, но не будь богат,
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.
С. Маршак
Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот час.
Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья нашей совести и чести.
10. Воспитатель
Ребята, как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
У меня есть:
·           право на имя, отчество и фамилию;
·           право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
·           право на заботу и воспитание;
·           право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
·           право на защиту и воспитание;
·           право на общение с обеими родителями;
·           право выражать свое мнение;
·           право на уважение человеческого достоинства;
·           право на защиту своих прав и законных интересов;
·           право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей.
Раздача памяток каждому воспитаннику.

2020