Цели: -обобщить знания детей об основных правах ребенка; -разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; -сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; -способствовать формированию активной жизненной позиции · дать представление о «Конвенции о правах ребёнка»; · научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; · развивать мышление, память, сообразительность; · воспитывать любовь и гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе. Задачи: -организационные: сотрудничество и координация деятельности всех заинтересованных лиц на всех уровнях; -содержательные: структурирование и адаптирование учебного материала по правовому образованию к задачам нравственного, патриотического воспитания и воспитания правовой культуры: -воспитывать чувство личного достоинства, основанного на высокой нравственности; -прививать понимание личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды. Сценарий мероприятия на тему: «Нужно ли пользоваться своими правами и знать свои обязанности» 1.Воспитатель Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. 2.Воспитанник (заранее подготовленный материал) Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!», чтоб пожелать здоровья доброго. Мы спешим сказать вам – «Благости!», чтоб пожелать вам счастья нового. Мы спешим сказать вам – «Радости!», удач, успехов и везения! Чтоб пожелать всем прекраснейшего настроения! 3. Воспитатель - Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатых стран и из бедных. Многие приехали из тех мест, где шла война. Были там мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины. Все вместе они написали закон и привели в этом документе список прав и обязанностей, которые общие для всех, и мы должны их выполнять, в том числе и дети. - Мы сегодня подробнее остановимся на правах ребёнка. 20 ноября по правовому календарю отмечается Всемирный день защиты прав ребёнка. Физ. Минутка 4. Игра «Имена» - Ребята, каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой: «Ирина – искренняя». - Молодцы! А имеете ли вы право на свои имена? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? (имена, фамилии, даты рождения записаны в Свидетельстве о рождении). Правильно! А еще вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. - А какие еще есть у детей права? - Где они записаны? - Кто их утверждал? (рассуждения и высказывания детей) 5. Воспитатель - Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка», которая имеет 6 групп прав и должна обеспечить детям счастливое детство. Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций. 6. Игра «Кто лишён прав?» (выбор картинок) Право на жизнь Золушка Колобок Кот в сапогах Право на неприкосновенность жилища Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок Право на свободный труд Золушка Красная Шапочка Балда Право на свободу вступление в брак Золушка Дюймовочка Алёнушка Право на владение личным имуществом Красная Шапочка Буратино Баба Яга 7. Сценки. Разбор ситуаций «Права и обязанности» Воспитатель - Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Сценка 1. Все сценки заранее подготовлены. Мама: - Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын: - А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой! Воспитатель: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав. Сценка 2. Воспитатель: - Оля, ты сегодня дежурная, пожалуйста, полей цветы и вынеси мусор. Оля: - Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми! Воспитатель: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права. (Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей. Ее права действуют, если не нарушаются права других!). Сценка 3. Воспитатель: - Ваня, ты опять разрисовал весь стол в игровой! Ведь дети его только помыли! Ваня: - А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием! Воспитатель:: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности? Сценка 4. Воспитатель: - Ирина, ты уже который день не читаешь! Ирина: - Ну и что здесь плохого? Я имею право на отдых! Воспитатель: - Правильно ли рассуждает Ирина? 8. Итог. «Выбери нужное слово» Воспитатель Ребята, на раскрытую книгу нужно повесить карточку со словом, которое встречалось сегодня на классном часе и наиболее вам понравилось 9. Поэтическая строка – Дети, я хочу, чтобы вы запомнили, что человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки называется ГРАЖДАНИН. А. Джами Пять важных правил в жизни соблюдай И на земле увидишь светлый рай В делах мирских не возмущай покой Зря не рискуй своею головой, Здоровье береги, как редкий клад Живи в достатке, но не будь богат, И пусть приходит разделить досуг К тебе надежный и сердечный друг. С. Маршак Чтоб наша совесть не казнила нас, Не потеряйте краткий этот час. Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе Веленья нашей совести и чести. 10. Воспитатель Ребята, как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. У меня есть: · право на имя, отчество и фамилию; · право знать своих родителей, совместно с ними проживать; · право на заботу и воспитание; · право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами; · право на защиту и воспитание; · право на общение с обеими родителями; · право выражать свое мнение; · право на уважение человеческого достоинства; · право на защиту своих прав и законных интересов; · право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей. Раздача памяток каждому воспитаннику.