Актуальные вопросы начального общего образования

Тулаева Е.В. Воспитательный потенциал школьных традиций

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Эпиграф: «Школа-это не здание, не кабинеты. Школа-это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих: учителя, ученика родителя». Л.А.Кассиль

Традиции, традиционный…Как часто мы произносим эти слова, не очень-то вдумываясь в их значение и смысл. В самом деле, что же такое «традиция»?
Словарь В.Даля говорит: « Укоренившийся порядок в чем-либо… элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению…» Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным и стабильным.
Сегодня, когда в нашем обществе размыты идеологические устои, когда многие традиции утрачены или забыты, проблема школьных традиций становится актуальной.
Школа-это часть общества. Школа без традиций - это мертвое здание, в котором дети, подростки отбывают томительные часы обучения. Школа с традициями - это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, о мире, об обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют наладить эмоциональный контакт между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями и даже педагогов с педагогами. Школьные традиции следует рассматривать как обычаи, порядки, правила, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и педагогов к другим поколениям. Традицией становится то, что получило поддержку коллектива, что принято не по приказу сверху, а по желанию; то, чем гордятся, что носит не разовый характер. Не случайно великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, это школы, которые накопили традиции»
Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал. Главные из них – это общешкольные традиции и традиции первичного коллектива. Они способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, за свою школу.
В нашей школе накоплено много полезных и добрых традиций, возникших вместе со школой в 1989 году, и поддерживаемых до настоящего времени. Одной из основных традиций является самоуправление школьников. Начиналось оно с Совета дружины у пионеров и комитета комсомола у старшеклассников. Теперь это Совет школьников, Содружество параллелей, ежегодные выборы школьного Президента. С изменением названий не изменялась идея самоуправления, позволяющая активным ребятам самореализовываться, получать первый опыт организации общественной жизни, учиться ответственности за порученное дело.
Традиционным стало участие учеников-кадетов в праздновании Дня Победы в городе. Они стоят в Почетном карауле у Вечного огня, участвуют в возложении венков к могилам воинских захоронений. Это почетно, ответственно, воспитывает молодежь в духе патриотизма. Такая традиция позволяет воспитывать уважение к истории Родины, к ветеранам.
Жизнь школы насыщена интересными праздниками и мероприятиями, большинство из которых стали традиционными. Это линейки « День знаний», « День защитника Отечества», «Пришла пора проститься с партой школьной», «Ура! Ура! Летняя пора!». Праздники: День учителя, Последний звонок, Выпускной вечер, Осенний был, Новогодний праздник, Во славу Отечества, Свет женщины, Этот День Победы. Месячники «Внимание, дети!», «Гражданской обороны», тематические недели « Мы за здоровый образ жизни!», «Полиция и дети», декада семейного воспитания. А также тематические дни. Традиционно к памятным датам или по итогам различных акций выпускаются стенгазеты. Есть в школе и молодые, но уже хорошо себя зарекомендовавшие традиции - фестиваль талантов, конкурсы мастеров.
Следует отметить, что в школьных праздниках и делах присутствуют устойчивые традиционные элементы. Наличие таких блоков способствует их эффективности и усиливает эмоциональное восприятие. Чтобы школьные традиции не потеряли своей привлекательности, в них необходимо вносить что-то новое, оригинальное, современное. Для этого мы стали использовать компьютерные презентации с анимацией, видеосюжеты, сопровождающие праздники. Они очень оживили их, позволяют сделать праздник более эмоциональным. Газета «Наша жизнь» приобрела современный печатный вид. Сохраняя школьные традиции, стараемся разнообразить некоторые их моменты. Например, в прошлом учебном году в рамках тематического периода «Овеянные славой флаг наш и герб» прошел конкурс чтецов, то в этом учебном году - конкурс рисунков с последующей организацией выставки рисунков.
К традициям школы следует отнести и систему поощрений, сложившуюся в школе. Она стимулирует познавательную, творческую активность детей, стремление делать добрые дела, умножает силы ребенка, рождает желание двигаться вперед. Поощрения получают и родители, активно участвующие в учебно-воспитательном процессе. Зная о том, что впереди их ждет интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», ожиданием успеха и самореализации. Например, с каким энтузиазмом дети готовились к участию в «Минуте славы». Придумывали танцы, костюмы, репетировали после уроков и на переменах. В событие включились и родители. Это мероприятие объединило всех, равнодушных не осталось. Поэтому и праздник всегда проходит на высоком уровне.
Как я уже заметила, приобщение к большим школьным традициям вырастает в первичных коллективах. Эти традиции незаметны, но играют большую роль в становлении коллектива. Их можно назвать традициями микроклимата: доброжелательное отношение к людям, забота и помощь окружающим, общая радость и общие проблемы. Праздники в начальной школе отличаются тщательной подготовкой, с привлечением родителей, всегда интересны и познавательны. Участвуя в празднике, ребенок имеет возможность проявить свой талант, способности, преодолеть свои комплексы, получить положительные эмоции, найти друзей. Для меня и моих воспитанников участие в городских и областных конкурсах тоже стало традицией. Ребята постепенно подрастают, совершенствуют свой опыт, и результаты в виде призовых мест непременно придут. Наши традиционные праздники и мероприятия способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности, сближению. Традиция поздравления с Днём рождения, День матери, Здравствуй, школа, Международный женский день, День защитника Отечества, День Победы, поездки по родному краю - эти классные традиции влияют не только на внешние поступки, но и затрагивают внутренние струнки детской души. И когда приходит время расставаться, я вижу, что дети мои обрели начала самостоятельности, имеют свое мнение, проявляют активность. В такие моменты понимаешь, как важно не только учить детей, но и воспитывать, посеянные семена обязательно дадут хорошие всходы в среднем звене. Для ребят не будет проблемой влиться в большой коллектив старшеклассников, стать активными продолжателями школьных традиций.
Подводя итог всему сказанному, отмечу, что традиции - это показатель прочности и стабильности бытия, устойчивости окружающего мира. Конечно, необходимо учитывать современные изменения в образе жизни и мировоззрении учеников и их родителей. Одни школьные традиции будут уходить, другие приходить, но неизменным останется соответствие их духу школы и помощь в воспитании подрастающего поколения. Школьные традиции несут в себе огромный воспитательный потенциал, и как сказал К.Д.Ушинский: «Воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров».

Авторский материал

Заглавие статьи
Воспитательный потенциал школьных традиций
Сведения об авторе
Тулаева Елена Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Место работы: МАОУСОШ № 8 с УИМиАЯ г. Боровичи Новгородской области
Электронный адрес: lenar72@rambler.ru
Почтовый адрес: 1744411, Новгородская область, г.Боровичи, ул.Новоселицкая, д.47а, кв.3
Мобильный телефон: 8-953-904-05-53
Аннотация статьи
Статья посвящена актуальным вопросам воспитательного потенциала школьных традиций. В ней рассматриваются закономерности, связанные с внедрением компетентностного подхода к проблемам сохранения школьных традиций.
Ключевые слова
Традиции, воспитательный потенциал, общешкольные традиции, традиции первичного коллектива, традиционные элементы.
Список цитируемой литературы:
1. Г. Азимов, А.И. Щукин. Словарь методических терминов, 2002.
2. Мигашкин Н.В. Интеллектуальные технологии.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М.: ВЛАДОС, 2004.
4. Толковый словарь В. Даля.- М.: Просвещение 1995.
5. А.С.Макаренко. Методика организации воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1996.
6. К.Д. Ушинский. О воспитании.- М.: Просвещение, 1990.
2018