Актуальные вопросы дошкольного образования

Еловенко Н.В. Организация сюрпризных моментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Еловенко Н.В. Организация сюрпризных моментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.

Сюрпризные моменты имеют особое значение в образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Они создают атмосферу радости, интереса и удивления, способствуя лучшему усвоению знаний и развитию у детей важных навыков. В данной статье рассмотрим, что такое сюрпризные моменты, почему они важны и как организовать их в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Сюрпризные моменты - это неожиданные, запоминающиеся и дополнительные эмоционально-значимые события или элементы, которые встроены в образовательный процесс. Они вызывают интерес и любопытство у детей, активизируют их внимание и вовлеченность. Сюрпризы могут быть разными: это могут быть увлекательные и необычные задания, неожиданные гости или предметы, игры согласно определенной теме и т.д. Все эти элементы ожидаемо вызывают положительные эмоции и впечатления у детей.

Сюрпризные моменты имеют несколько важных преимуществ:

1. Мотивация и интерес. Сюрпризные моменты придают образовательному процессу игровой характер, повышая мотивацию и интерес детей к изучаемому материалу. Они содействуют созданию эмоционально-позитивной и познавательно-интересной атмосферы.

2. Запоминаемость и усвоение знаний. Сюрпризные моменты помогают усвоению и запоминанию информации, так как эмоциональные впечатления и ощущения, связанные с необычными событиями или элементами, усиливают процесс запоминания у детей.

3. Развитие творческого мышления и сенсорных навыков. Включение сюрпризных моментов способствует развитию творческого мышления у детей, так как они учатся быстро адаптироваться к новой ситуации, искать нестандартные решения и выражать свои мысли. Кроме того, сюрпризные моменты могут включать элементы сенсорного опыта, что способствует развитию чувственных навыков детей.

Как организовать сюрпризные моменты в образовательной деятельности детей дошкольного возраста? Вот несколько рекомендаций:

1. Используйте нестандартные предметы или материалы. Например, вместо обычных карандашей предложите детям использовать мелки, акварельные краски вместо обычных карандашей или предложите им использовать необычные материалы для создания аппликаций или поделок.

2. Приглашайте гостей. Включение внешних специалистов, гостей или родителей в образовательный процесс может стать приятной неожиданностью для детей. Это могут быть представители профессий, которых изучают дети, или просто интересные истории, которые они могут рассказать.

3. Организуйте викторину или игру-конкурс. Вопросы или задания с необычными элементами (например, использование подсказок, загадок или специальных карточек) привлекут внимание детей и создадут атмосферу увлекательности и соревнования.

4. Используйте необычные игрушки и материалы. Например, предложите детям игру с песком или соленым тестом, когда они не ожидают этого, или предоставьте им доступ к необычным игрушкам или материалам, которые помогут им исследовать и узнавать что-то новое.

5. Организуйте экскурсию или прогулку. Интересные места, природа или необычные события на улице могут стать приятной неожиданностью для детей. Можно организовать экскурсию в музей, на ферму, в парк или провести занятие на свежем воздухе с элементами приключения.

Приведем примеры организации сюрпризов для дошкольников разного возраста - средней старшей и подготовительной.

1. Сюрпризный момент «Снежный ком». Персонаж находит большой ком и хочет кинуть его в гостей. Дед Мороз останавливает его и обращает внимание на размеры кома, на тайну, которую хранит этот ком. Дед Мороз берет его в руки, колдует и достает из него подарки (2–3 шт.). Остальные подарки воспитатель достает из-под елки, передает в руки Деда Мороза (только Дед Мороз вручает подарки детям). Сюрпризный момент можно использовать и во 2-й младшей группе, но вместо подарков в снежном коме должны быть конфеты россыпью по количеству детей в группе.

2. «Золотые медали». На осеннем празднике детям в гости приходит Мистер Листопад. После игровой программы Листопад дарит детям золотые медали, к которым привязаны ленточки, тем самым он награждает детей за ловкость, смелость и смекалку. Медали – шоколадные, но в золотой обертке. Мистер Листопад тем самым символизирует золотую листву – яркую примету осени.

3. «Волшебный банкомат». Дед Мороз ищет под елкой подарки и говорит, что забыл, где они у него спрятаны. Создает проблему, но потом вспоминает, что видел в лесу волшебный банкомат, который выдает подарки. Спрашивает детей, как пользоваться банкоматом, дети подготовительной группы отвечают, что нужна карточка. Карточку спрашиваем у родителей (карточки необходимо заранее подготовить и распечатать ее, отдать в зал родителям). Вставляем карточку в банкомат, набираем ПИН-код и забираем подарки из нижнего отдела банкомата.

Таким образом, сюрпризные моменты в образовательной деятельности для детей дошкольного возраста играют важную роль в их развитии и учебном процессе. Они активизируют интерес, мотивацию и позитивные эмоции у детей, способствуя усвоению информации и развитию различных навыков.

Список литературы:

1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в саду: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина // Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Москва: Мозаика-Синтез, - 2005. – 224 с.

2. Липатникова Т.Н. Праздник начинается: новые сценарии утренников для дошкольников / Т.Н. Липатникова. – Москва: Академия Развития, 2001. – ISBN 5-9285-0159-5.
2023-12-12 14:11 2023