Иванова Н.В. Работа над художественным образом в музыкальном произведении в классе фортепиано детской музыкальной школы
Библиографическое описание:
Иванова Н.В. Работа над художественным образом в музыкальном произведении в классе фортепиано детской музыкальной школы // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
В данной работе рассмотрим некоторые особенности раскрытия художественного образа в музыкальном произведении на примере пьесы Клода Дебюсси «Маленький негритёнок».
Художественный образ произведения – это жизненное содержание, воплощенное в музыкальных звуках; это чувства, переживания, действие одного или нескольких людей; какое - либо проявление природы, событие из жизни человека и т.д.
Работа над созданием художественного образа является сложным, многоплановым процессом. Рождение художественного образа – это раскрытие целого комплекса характерных особенностей произведения, используя соответствующие знания, умения и навыки.
Работая над передачей художественного образа, мы прежде всего акцентируем внимание на звукоизвлечение, разнообразные исполнительские приёмы, необходимые для передачи характера музыкального произведения.
Основа музыкально-исполнительской деятельности заключается в творческом раскрытии музыкального произведения, умении донести в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором.
Также хотелось бы отметить, чтобы работа над раскрытием художественного образа достигла большего успеха, стала полезной и вместе с тем интересной, подбор репертуара для ученика должен быть осмысленным, продуманным, не случайным. Необходимо найти именно то музыкальное произведение, которое может развить и продвинуть технически и эмоционально ученика и в то же время его заинтересовать.
В своей педагогической практике данное произведения я использовала для перспективного учащегося второго класса по специальности фортепиано детской музыкальной школы, с хорошими музыкальными данными (устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, музыкальную память, развитое мышление). Техническое развитие у учащегося неплохое, но недостаточно выявлено. Именно по этой причине для него была подобрана пьеса Клода Дебюсси «Маленький негритёнок».
Хотелось бы еще несколько слов сказать о композиторе. Клод Дебюсси был представителем такого направления в музыке, как импрессионизм. Сочинения композиторов – импрессионистов отличаются яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, образами способными разбудить детскую творческую фантазию.
В данном случае мы имеем дело с программным произведением, где само название указывает нам определенный музыкальный образ, который необходимо раскрыть и донести до слушателя.
Какой здесь заложен художественный образ? Что в пьесе происходит? Это маленький весёлый негритенок, который пританцовывая поёт песенку, мечтает, засыпает, видит красивый, сказочный сон, просыпается...
Донести до слушателей музыкальный образ мы можем за счет следующих средств выразительности:
· ритм,
· динамические оттенки,
· фразировка,
· штрихи (легато, стаккато),
· темп,
· педализация.
Характер весёлого негритёнка в данном произведении складывается за счёт синкопированного ритма – с неожиданными ударениями, акцентами на слабой доле такта.
Важно отметить, что работа над художественным образом идет одновременно с работой над техникой. Основная тема звучит очень ритмично и поэтому звучание должно быть четким, механичным. Мы делаем на этом акцент, так как если эти же ноты будут исполнены более вялыми пальцами, без стремления, без тяготения к основной ноте, то и характер будет уже иной, и картинка получится другая.
Постоянного внимания требует смена штрихов legato и staccato. Во время работы над ритмом, артикуляцией был подобран текст для четкого исполнения ритмического рисунка: «Как мне запрыгнуть...», «лига, стаккато». Целесообразно применять метод использования подтекстовок, такой приём помогает установить связи музыки со словесной речью, следовательно, ученик осваивает музыкальный язык легче.
Словесную подтекстовку мелодии, соответствующую ее интонационному и ритмическому характеру, рекомендовано использовать как вспомогательное средство для достижения выразительности и осмысленности исполнения и более осмысленной активизации слухового восприятия интонаций. Так как мелодическая интонация запоминается значительно легче, чем отдельные звуки, поэтому необходимо опираться при работе над произведением на осознанную интонационную выразительность. Одновременно это способствует более точному пониманию характера музыки в собственном исполнении, а, следовательно, и ее запоминание, и нахождение способов пианистического воплощения.
Таким образом, ученику становится более понятно каким звуком и каким игровым приёмом необходимо исполнять изучаемое музыкальное произведение.
Подтекстовки помогают усваивать порой даже очень сложные ритмические группировки. Это могут быть стихи самого преподавателя или просто ритмические слова (ко-ло-коль-чик, по-ми-дор и т.п.), которые привлекают внимание ученика и вызывают эмоциональный отклик.
Необходимо подчеркнуть, что, говоря о подтекстовках, речь идёт не о тексте, претендующем на роль программы или на литературные достоинства. Их назначение в другом: служить во время работы вспомогательным интонационным ориентиром, с которым легче найти естественное распределение дыхания и точные приемы исполнения.
Работая над технической стороной исполнения первой части, необходимо уделить внимание левой руке, которая держит пульс и не должна позволить правой руке убежать вперёд. Здесь ведётся работа над активным пальцевым стаккато. Далее октавные скачки проучиваются отдельно для укрепления пятого пальца левой руки.
Для более точной передачи художественного образа, необходимо обращать внимание на динамические оттенки, тем более что в данном случае композитор точно выписал динамику. Фразы построены по 4 такта. Передача образа первой части: негритенок напевая песенку, весело подпрыгивая проносится мимо нас и постепенно удаляется... и вдруг внезапное его возвращение. Всё это передаётся в музыкальном исполнении динамическими средствами выразительности.
В конце первой части негритенок засыпает. Это достигается за счёт ritenuto, укрупненного ритмического рисунка, diminuendo.
Средняя часть пьесы имеет совершенно другой характер: задумчивый, плавный. Негритенок засыпает и ему снится сон...волшебный сон... Как он летит высоко над городом, как он пробегает по облакам...
Работая над пассажами в средней части, необходимо прослушать каждую фразу, научиться брать дыхание перед следующим построением. Именно мелодическая линия передает всю выразительность и эмоциональную яркость исполнения, поэтому мы применяем метод пропевания фраз (например, «Мы к «до» идём и к «ми» идём»). Полезно поучить мелодическую линию (без аккомпанемента) сначала отдельно правой рукой только, затем только добавить аккорды, проверяя баланс соотношение звука мелодия-аккомпанемент.
Очень важен постоянный слуховой контроль построения фразировочных линий. Мелодию и звуки среднего голоса необходимо играть на одном движении, обратить внимание на выдержанные звуки и аккорды. следует брать с таким расчётом, чтобы они тянулись и были дослушаны до конца, а не заглушались мелодическим и гармоническим движением.
Определенные технические трудности представляет исполнение аккордов с форшлагами в правой руке - здесь нужно добиваться пальцевой точности (разумеется, кисть тоже делает небольшое движение в сторону аккорда).
Звучание в левой руке подражает густому звучанию виолончели и должны исполняться мягким движением кисти.
В средней части необходимо уделить внимание правильной педализации, которая придаёт звучанию не только новые краски, но и большую объёмность и полноту. Педаль, связывая различные звуки в одну гармонию, помогая объединять различные элементы фактуры способствует более яркому раскрытию выразительных художественных возможностей данной пьесы. Мы использовали запаздывающую педаль (на вторую долю), чтобы убрать прямолинейный акцент на первую долю такта.
В конце средней части негритёнок просыпается....
И далее, в третьей части перед нами тот же весёлый, активный негритенок, как и в начале произведения.
Проигрывания произведение целиком, необходимо концентрировать особое внимание в технически трудных отрезках.
В заключении хочется сказать, чтобы достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа необходимо непрерывно развивать музыкальность ученика, его эмоциональную отзывчивость на музыку, совершенствуя при этом его техническую базу.
Библиографический список1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 272 с.
2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика–XXI, 2002. 192 с.
3. Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ. Москва: Издательство «Музыка», 2002. 80 с.