Школьный музей обладает рядом традиционных характеристик и функций: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, использование их в целях образования и воспитания. Только в школьном музее последовательно воплощается идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение членов школьного сообщества к исследовательской деятельности позволяет сделать всех заинтересованными участниками процесса. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей». Музеи называют памятной книгой человечества, поэтому он должен непрерывно пополняться новыми экспонатами, обновляться, развиваться. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Поисково-краеведческая, поисково- исследовательская, деятельность – одна из основных форм работы музея. За более, чем 40-летнюю историю школьного музея его фонд составляет: экспонатов музея – 1560; из них: подлинных - 938, особо ценных - 12. В музее действуют 14 основных экспозиций и более 20 сменных. Исследовательская деятельность планируется по направлениям экспозиций: · «Рождение школы» · «Страницы истории» · «Школа перед великой отечественной войной» · «Школа в годы великой отечественной войны (1)» · «Школа в годы великой отечественной войны (2)» · Панорама «Бой у деревни Суостай». · «19 краснознамённый Перекопский танковый корпус» · «Куйбышев во время великой отечественной войны» – экспозиция состоит из фотографий города во время войны, сцен из заводских цехов, газет, историй и фотографий школьной жизни и др. · «Фронтовые письма» (переписка семьи Алёшиных) – экспозиция состоит из фотографий семьи Алёшиных, которые проживали в соседнем от школы доме, а также из 187 писем и их расшифровок. · «Мы все твои ученики, родная школа» · «Нам 100 лет 1888-1988 гг.» · «История школы – часть нашей истории» · «Воины-интернационалисты выпускники школы» · «Актив организации «Боевое братство» Имеющиеся в фондах материалы могут стать объектами изучения или стать отправной точкой создания поисково-исследовательского проекта. Полученные в результате исследования данные, а также продукты проектной деятельности используются в создании экспозиций, экскурсий, различных мероприятий и программ. Патриотическое воспитание должно осуществляться на примерах героической борьбы, подвигов, талантов земляков. А нам есть чем гордиться, с кого брать пример – это Герой Советского Союза, ученик нашей школы Санчиров Федор Васильевич, чье имя носит наша школа. С 1984 года собирались первые экспонаты экспозиции, посвященной Санчирову Ф.В. Ребята с помощью педагогов и родителей организовали экспедицию в Литву, местечко Суостай, на место гибели нашего ученика. Из экспедиции привезли фотографии, документальные материалы. И почти через 25 лет актив музея истории школы приняли решение внвь побывать на месте гибели Санчирова Ф.В. Так и возникла идея поисково-исследовательского проекта, который решили назвать «Память, которой не будет конца». Изучили все имеющиеся материалы музея и разработали маршрут. Туристическим представительством Вильнюса была разработана экспедиция в деревню Суостай на место гибели и в Нямюляве Радвилишкис к месту захоронения экипажа Санчирова Ф.В. Во время поисково-исследовательской экспедиции активисты музея встречались с жителями деревни, очевидцами, которые рассказывали ребятам о тех страшных событиях. Проект «Память, который не буде конца» продолжился. Так ребята прошли по всему боевому пути нашего Героя: Курск-Поныри- Джанкой-Красноперекопск-Армянск-Симферополь-Севастополь-Орел-Киев-Суостай. По результатам поисково-исследовательского проекта «Память, который не буде конца» была разработана и сделана руками ребят диорама «Последний бой под Суостаем», интерактивная театрализованная экскурсия с одноименным название. Написано несколько учебно-исследовательских работ по материалам экспедиции. Постоянно мы обращаемся к материалам экспедиции при написании научно-исследовательских работ. Еще одна очень интересная и ценная находка в рамках поисково-исследовательской работы. В доме по адресу улица Венцека дом №49, учащиеся нашей школы нашли потрепанную папку. В ней обнаружили пожелтевшие листочки, поняли, что это письма, так как некоторые имели форму треугольника. Оказалось, что это письма семьи Алешиных, около 150 писем военных лет. Принесли эту папку в школьный музей. Фондовая группа читала письма, присваивала им номера, одновременно создавая электронный вариант писем. События Великой Отечественной, которые для старшего поколения всегда были периодом мужества, героизма, в последнее время описываются с негативной стороны. Кому верить, какую позицию занять - трудный вопрос, особенно для детей. Есть проверенный способ познать истину. Изучение документов, первоисточников. В этом вопросе папка с письмами оказалась бесценным историческим источником. Вопросы, по которым проводилось изучение и сортировка фронтовых писем: · События Великой Отечественной войны глазами простых людей. В Письмах содержались вести с фронта, где описывались отношение к происходящим событиям, о призыве Куйбышевцев на войну и гибели солдат на фронте, сообщения о наступлении · Куйбышев во время войны. Прием эвакуированных. Из писем видно, что, несмотря на то, что Куйбышев был тыловым городом, угроза существовала, и соблюдались военные предосторожности. В семье Алешиных жили эвакуированные из Москвы · Быт. Питание. Из писем, мы узнаем, какие трудности выпали на простых людей, жителей города. Представление о том, как и где питались Куйбышевцы во время войны: «Вчера я с девочками стояла в очереди на базаре и достала 1 кг. мяса по 20 руб. и 2 литра молока по 4 руб., а мама сегодня случайно достала по дешевой цене 200гр. масла» · Культурная жизнь. В годы войны в Куйбышеве продолжали работать школы, детские сады, учреждения культуры. Детям организовывались праздники: Новый год, День Октябрьской революции. В летний период были организованы выезды детей на дачу (дошкольный возраст), в пионерские лагеря (школьники) · Помощь фронту. Чувства и эмоции. Ожидание победы. Вера в победу всегда была присуща этой семье, в каждом письме звучит этот мотив. Даже в самом трудном 1942 ни в одном письме не прозвучало ни тени сомнения. Каждый в этой семье способствовал успешному окончанию войны По итогам этой работы были написаны учебно-исследовательские работы, разработана интерактивная театрализованная экскурсия по письмам семьи Алешиных, экскурсия «Куйбышев во время ВОВ». На самарском радио в год 75-летия Победы неоднократно транслировали литературную композицию по письмам семьи Алешиных, которые расшифровали и оцифровали наши ребята. Еще одна из последних поисково-исследовательских работ – «Семья Чапаевых в истории Самары, школы №13». Что же ребят привело к этой работе? В нашем Музее истории школы есть одна уникальная фотография. Это фото Аркадия Чапаева, младшего сына Чапаева В.И. и подпись: «Аркадий Чапаев, секретарь комсомольской организации 1931 г.» Наша школа находится на улице Чапаевской. Сыновья В.И. Чапаева учились в нашей 13-й школе, в то время носившей имя Чапаева. Кроме того, легендарный комдив В.И. Чапаев со своей дивизией сыграл огромную роль в освобождении Самары от белочехов. Все эти факты связаны с одной фамилией Чапаев. Ребятам очень захотелось больше узнать о семье легендарного комдива, изучить вклад семьи Чапаевых в историю России, Самарской губернии, Самары. В ходе работы ребята узнали, что буквально сразу после получения информации о гибели Чапаева в сентябре 1919 самарская улица Николаевская была переименована в Чапаевскую. Первый в СССР памятник Чапаеву также был установлен в нашем городе в 1932 году. Подтвердили факт того, что дети Чапаева учились в нашей школе №13. Александр Чапаев, старший сын - советский военачальник, участник Великой Отечественной войны, генерал-майор артиллерии, умер в 1985 г. Аркадий Чапаев, младший сын, учась в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, на базу Борисоглебской лётной школы проходил практику. Одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа на самолете И-16. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор и врезался в озеро Большой Ильмень 7 июля 1939 г. Официальная версия гибели при отказе двигателя пилот пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта и направил его в озеро. Мы очень горды тем, что в нашей школе учились эти мальчишки, тогда еще не знавшие, что их ждет впереди, но твердо идущие к своей мечте, своей цели, как их отец. И мы этим можем поделиться в нашем школьном музее. Пополнение, обновление фондов музея зависит от компетентности, активности Совета и актива музея, их умении ориентироваться в современных запросах общества, актуальности тем выставок, применять новые технологии в музейной работе С целью пополнения фондов музея организуются встречи с выпускниками школы, учителями – ветеранами труда, которые посещая наш музей, делятся фотографиями, документами, предметами, часто принимают участие в проведении музейных часов, интегрированных уроков, рассказывая о своей жизни и успехах. Они являются гордостью школы, примером для ребят. Поэтому, о школьном музее можно говорить не только как о форме организации поисково-исследовательской деятельности, но и как о средстве духовно-нравственного воспитания, патриотического воспитания. А также о получении ребятами практических навыков, профессиональных проб. Список литературы 1. Самарина Н.Г. Формы представления результатов научно-исследовательской деятельности музеев // Научно-исследовательская работа в музее: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции / Под науч. ред. И. Б. Хмельницкой. М., 2011. 2. Школьный музей как средство нравственного воспитания. Методические рекомендации для студентов и учителей. Самара, 1995. С. 7.