НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Прожога И.Н. Подготовительная работа к написанию сочинений о временах года

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Развитие речи школьников -  одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации.
    Сочинение занимает важное место в системе развития речи младших школьников. Они развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Работа над сочинениями включает накопление материала в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривании картин, чтение литературы и др.
Учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.
Готовясь к написанию сочинения о весне, мои учащиеся наблюдали за изменениями различных объектов природы с приходом весны, подбирали образные выражения, олицетворения, сравнения, записывая их в тетрадь по литературному чтению. Читая стихи и рассказы о весне на уроках литературного чтения, ребята выписывали цитаты из произведений мастеров художественного слова. В результате, мы смогли собрать следующий материал:
1. Подобрать образные однородные слова.
Солнце – плывёт по небу, играет своими лучами, плещется в водяной глади, освещает, улыбается, ласкает; яркое, лучистое, весёлое, ласковое.
Ветер – гуляет, шелестит листвой, играет, шелестит, шалит, сушит землю; лёгкий, озорной, тёплый.
Трава – растёт, зеленеет, поднимается, тянется к свету, стелется ковром, колышется, пестреет цветами, блестит каплями росы; мягкая, шелковистая, пушистая, зелёная, нежная, сочная, малахитовая, изумрудная.
Листья – появляются, зеленеют, шепчутся, колышутся на ветру; молодые, нежные, клейкие, пахучие, резные.
2. Определить прямое и переносное значение слов в предложении.
На золотые барашки ивы сел мохнатый неуклюжий шмель.
Белоносые грачи поправляют свои старые растрёпанные гнёзда.
Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.
Ласково смотрит весеннее солнце.
Лучи солнца играют на изумрудных полянах.
Тонкие прутики вербы покрылись пушистыми барашками.
Солнечные зайчики весело прыгают по полянке.
Тёплые лучи солнца съедают последний снег.
Тёплое весеннее солнышко стало посылать на землю во все стороны пучки своих лучей.
Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока.
Первые крупные капли дождя зашлёпали по пыльной дороге.
Куст пьёт живую утреннюю росу.
За окном бормочет дождь.
На гибких ветках берёз показались зелёные язычки.
3. Подобрать образные выражения из произведений мастеров художественного слова.
«…в душу уже просится весна».
«…кругом всё весело, ласково, приветливо».
«…Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями».
«…Деревья голы, но уже живут, дышат».
«…Весна – счастливое время года».
   ( А. Чехов.)
«…Всё весною пахнет».
   ( А. Майков.)
«…В окно повеяло весною».
«…Чиста небесная лазурь».
   ( А. Плещеев.)
« Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях».
   ( В. Бианки.)
«…Солнце ласково греет, точно гладит всех», «шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зелёные хвостики».
« В весеннем лесу дышится легко и свободно».
   ( Л. Толстой.)
« Солнце с каждым днём всё выше и выше в небо забирается».
    ( Л. Кассиль.)
«…Юный лес, в зелёный дым одетый…»
«…Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и дышит и поёт».
    ( А. К. Толстой.)
«…Воздух уж весною дышит…»
«…Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…»
    ( Ф. И. Тютчев.)
« Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он».
   ( Е. А. Баратынский.)
«... зелёною, нежною дымкой накрылся лес».
( И. Соколов Микитов.)
«…Шепчет лес весною».
«…Опять весна душистая повеяла крылом».
   ( А. Фет.)
«…Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют…».
   ( А. С. Пушкин.)
Аналогичная лексическая работа проводится и при подготовке к написанию сочинения о зиме.
1. Подобрать однородные члены предложения, используя олицетворения.
Вьюга – воет, ревёт, завывает, метёт, крутит, бросает, бушует.
Снег – летит, порхает, кружится, валит, мелькает, вьётся, падает, ложится.
Снег – белый, пушистый, лёгкий, сверкающий, мягкий, мохнатый, искристый.
Воздух – чистый, свежий, морозный, обжигающий, хрустальный, колючий; бодрит, холодит, обжигает огнём.
Ветер – резкий, злой, порывистый, свирепый, сильный.
Ветер – воет, гудит, бушует, налетает, больно бьёт, крутит, бросает.
Туча – пухлая, серая, тяжёлая; нависла, заволокла, затянула.
Зима – красавица, волшебница, чародейка, кудесница; белоснежная, величавая, снежная, вьюжная, суровая, морозная.
Снежинки – хрупкие, узорчатые, ажурные, нежные, хрустальные, серебристые, похожие на звёздочки, цветочки; падают, порхают, кружатся, искрятся.
Лес – сонный, мохнатый, серебристый.
2. Определить прямое и переносное значение слов в предложении.
Золотые лучи февральского солнца ярко освещали бронзовые стволы сосен и серебристые ветви берёз.
Февраль щедр на блеск и яркий свет.
Белый пушистый снег сверкает алмазными искрами и шепчет под лыжами.
Под солнечными лучами искрятся снежинки.
Алмазными россыпями сверкают сугробы.
В воздухе кружатся искристые звёздочки.
Снег белым мягким кружевом опутывает сад.
Пернатое царство затихло.
Мороз разрисовал окна причудливыми ледяными узорами.
3. Подобрать образные выражения из произведений мастеров художественного слова.
«…Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…».
«…Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает…»
«…А по двору метелица ковром шелковым стелется…»
   ( С. Есенин.)
«…Мороз и солнце; день чудесный!...».
«…Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…».
«…Опрятней модного портрета
Блистает речка, льдом одета…».
«…весёлый мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег».
   ( А. С. Пушкин.)
«…Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…».
   ( И. З. Суриков.)
«…Снег лежит плотными подушками…».
«…Деревья стоят в снежном плену…».
   ( О. Тарнопольская.)
Сосульки «…блестящие, звенящие, хрустят, как леденцы.»
   ( А. Инчин.)
«Чародейкою Зимою околдован лес стоит –
И под снежной бахромою, неподвижною немою,
Чудной жизнью он блестит.»
   ( Ф. Тютчев. )
При подготовке к написанию сочинения об осени у нас получилась следующая подборка материала:
1. Подобрать однородные члены предложения, используя олицетворения.
Солнце – светит, греет, восходит, заходит, садится, плывёт по небу, играет своими лучами, плещется в водяной глади, освещает, улыбается, прячется за тучи, ласкает; яркое, лучистое, весёлое, жаркое.
Ветер – лёгкиё, озорной, тёплый, порывистый; дует, гуляет, шелестит листвой, играет, шелестит, шалит, сушит землю, налетает, крутит.
Дождь – идёт, льёт, моросит, мочит землю, капает, поит землю, наполняет реки, стучит, барабанит, шумит, серебрится в лучах солнца, наводит грусть; мелкий, моросящий, грустный, грозовой, осенний, быстрый, грибной, сильный.
Листья – опадают, летят, шумят, грустят, мокнут, краснеют, желтеют, осыпаются.
2. Определить прямое и переносное значение слов в предложении.
Вспыхнул октябрь огнём последних листьев.
Осенний холод ласково крадётся к деревьям.
Частый осенний дождь затанцевал по лужам.
Жёлтые листья плавают по воде, словно выводки утят.
Дрожит осенний лист под каплями холодного дождя.
Стая золотых листьев закружилась в воздухе.
Лес оделся в яркий, пёстрый наряд.
Ветер подхватил листья и погнал их по дороге.
По гладкой поверхности реки плывут золотые монетки.
Под ласковым взглядом солнца повеселела, заулыбалась природа.
3. Подобрать образные выражения и сравнения из произведений мастеров художественного слова.
«… Уж небо осенью дышало…»
«… Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…»
«… Приближалась довольно скучная пора…»
«…Унылая пора!... прощальная краса,…пышное природы увяданье,…отдалённые седой зимы угрозы».
      ( А. С. Пушкин.)
«..Все деревья блистают в разноцветном уборе…»
«…Скоро осень проснётся и заплачет спросонья».
      ( К. Д. Бальмонд.)
« Осеннее солнышко не обжигает лицо. Оно мягко и ласково греет, как будто нежно гладит…»
« Красив и печален русский лес в ранние осенние дни…, что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём…»
       ( И. Соколов-Микитов.)
«Лес точно терем расписной…»
«…Покорно чахнет лес, опустевший и больной».
       ( И. А. Бунин.)
«…Зашумела у опушек ярко-жёлтая листва».
       ( А. Твардовский.)
Такая работа позволяет обогатить речь учащихся, расширить активный словарь детей.
Список литературы:
1.       Учебники «Литературное чтение» 2-3 класс. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова Москва «Вента-Граф» 2015 г.
2.       Книга для внеклассного чтения «Родничок». Тула: Родничок; Москва: Астрель: АСТ, 2012 г.
2020