НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Безниско А.А. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Хлеб – наше богатство» (социально-коммуникативное развитие)

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Программные задачи:
- уточнить знания детей о профессиях;
- дать обобщенное представление о взаимосвязи труда людей разных профессий;
- формировать представление о структуре трудового процесса;
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, разнообразием хлебобулочных изделий;
- развивать внимание, память, логическое мышление: учить определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
- продолжать воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
Оборудование и материалы:
Телевизор, ноутбук, видеокамера, микроскоп, лупы, кинохлопушка, ящички с землей, зерна пшеницы, ржи, колосья пшеницы, мука пшеничная и ржаная, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий, влажные салфетки для рук
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Профессии» и «Кем быть»;
- Чтение сказки «Колосок»;
- Тематические беседы о труде;
- Выставка рисунков «Профессии мам и пап»
- Дидактические игры «Кто что делает», «Назови профессии»
- Клубный час «Все работы хороши»

Ход:

1.Мотивационно-ориентировочный этап
Педагог входит в группу (в руках на рушнике каравай и солонка) читает стихотворение:
Мягкий, пышный, золотистый
Вот он – каравай душистый,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
С караваем соль подносим
Поклонюсь, отведать просим!
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук!
П.: Дети! На Руси дорогих и уважаемых гостей встречали хлебом-солью. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Вот и мы с вами сегодня встречаем гостей. Посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними, поздороваемся.
(Дети здороваются и садятся на стульчики)
Педагог предлагает детям посмотреть на экран
ИКТ: текст письма «Дорогие ребята, здравствуйте! Мы живем в далекой стране. Нам известно, что в России хлеб – главное блюдо на столе и в повседневной жизни и за праздничным столом и что Россия славится многообразием сортов и видов национального хлеба, но мы хотели бы узнать
откуда к вам пришел хлеб. Мы будем рады, если вы расскажете нам об этом.
Спасибо!
Наш электронный адрес deti@mail.ru»
П.: Дети, скажите, вы хотели бы помочь нашим друзьям?
(Ответы детей)
2.Поисковый этап
П.: Дети, скажите, а что вы можете рассказать о хлебе?
(Ответы детей)
П.: А как вы думаете, каким способом мы сможем передать эту информацию?
(Ответы детей)
П.: Я предлагаю вам устроить свою киностудию и снять кинофильм о том, какой путь прошел хлеб, чтобы появиться у нас на столе. Вы согласны?
(Ответы детей)
П.: Дети, а кто снимается в кино?
(Ответы детей)
П.: А вы хотели бы стать актерами в нашем фильме?
(Ответы детей)
П.: Но кто же нам поможет снимать фильм?
(Один из гостей предлагает снять на камеру)
П.: Вот и хорошо. А как называется человек, который снимает фильм?
(Ответы детей)
П.: А как называется человек, который помогает кинооператору
(Ответы детей)
П.: Итак, актеры готовы, кинооператор и ассистент готовы. А как мы назовем фильм?
(Ответы детей)
П.: Предлагаю, назвать наш фильм «Хлеб – наше богатство». А мы с вами будем исполнять роль исследователей. Ну что, начинаем снимать фильм. Ассистент, приступайте
3.Практический этап
Ассистент: Сцена 1, дубль 1
П.: Дети, подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе?
Дети: Хлеб – всему голова
Хлеб – наше богатство
Без хлеба – нет обеда
Будет хлеб – будет и песня
Без хлеба не вкусно и не сытно
Плох обед, если хлеба нет
Горька работа, да хлеб сладок
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает)
П.: Молодцы, дети, много пословиц о хлебе знаете. Хлеб – это основа жизни, дар матушки земли с одной стороны и огромный труд человека с другой. А где мы еще можем узнать о хлебе?
(Ответы детей)
Ассистент: Сцена 1, дубль 2
П.: А какие книги мы с вами уже прочитали о хлебе?
(Ответы детей)
П.: Дети, давайте вспомним, о героях сказки «Колосок»
(Ребенок рассказывает краткое содержание сказки «Петушок – голосистое горлышко рано вставал, двор подметал, нашел колосок, обмолотил его, смолол, получил муку, замесил тесто и напек пирогов. Петушок много трудился, чтобы получились пироги, а мышата Круть и Верть были лентяями, только пели, да играли и поэтому пирогов не ели»)
П.: Да, дети, как много нужно потрудиться, чтобы получился пирог или булочка, или буханка хлеба. Ведь хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Не зря говорится «Кто не работает, тот не ест». А еще я нашла очень интересную информацию о хлебе в энциклопедии
(Педагог читает информацию)
Ассистент: Сцена 1, дубль 3
П.: Дети, а где же мы с вами берем хлеб?
(Ответы детей)
ИКТ: слайд-картинка «Хлебный магазин»
П.: Конечно, сегодня в магазине можно купить много хлеба, а кто нам его продает?
(Ответы детей)
Ребенок: Продавцы товары знают,
Даром время не теряют,
Все, что просим, продают
Это их привычный труд
П.: Давайте с вами поиграем в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение, если вы услышите название хлебного продукта – хлопайте в ладоши, а если это не хлебный продукт – стойте тихо. Готовы? Начинаем
В булочной у нас баранки
Булки, бублики, буханки
Пирожки, батоны, плюшки
И плетенки, и ватрушки
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой садкой
И рулеты и помадка.
Ассистент: Сцена 2, дубль 1
П.: Дети, как вы думаете, кто еще нам может рассказать о хлебе?
(Ответы детей)
П.: Сейчас мы с вами послушаем информацию от человека, который знает все о хлебе. Этот человек – хозяин пашни – земледелец, агроном. Давайте послушаем
ИКТ: видео-обращение к детям
(Специалист-агроном рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Чтобы получить хороший урожай зерна-семена к посеву готовят уже зимой. Время для сева нужно выбрать очень точно, чтобы земля прогрелась, но и не пересохла. Сажать зерно нужно во влажную от стаявшего снега, теплую землю. Раньше всю работу выполняли вручную, а сейчас помогают умные машины).
Ассистент: Сцена 2, дубль 2
П.: Дети, послушайте загадку:
Овсом не кормят
Кнутом не гонят
А как пашет,
Пять плугов тащит
(Трактор)
ИКТ: слайд-картинка «Трактор»
П.: А кто работает на тракторе?
(Ответы детей)
П.: Что делает трактор?
(Ответы детей)
Ассистент: Сцена 2, дубль 3
П.: Когда сеять зерно решает агроном, а помогает в этом опять умная машина. Послушайте загадку:
За железным конем
Ящик тянется с добром
Сквозь дырявое окно
В землю падает зерно
(Сеялка)
ИКТ: слайд картинка «Сеялка»
П.: Идет время, появляются всходы, они растут, набирают силу, затем растения начинают колоситься, цвести, вовремя нужно организовать борьбу с вредителями. Главная задача – сберечь урожай. Далее надо следить, когда урожай поспеет. Поспел урожай, агроном вызывает машины для его уборки.
Послушайте следующую загадку:
Корабль-великан
Не по морю плывет
По земле идет.
Поле пройдет –
Урожай соберет
(Комбайн)
ИКТ: слайд-картинка «Комбайн»
П.: А кто работает на комбайне?
(Комбайнер)
Ассистент: Сцена 2, дубль 4

Физкультминутка

Представьте, что мы с вами в поле, и я превращаю вас в зернышки – присядьте
Подрастает зернышко
Потянулось к солнышку потянулись
С ветерком оно играет руки вверх
Ветерок его качает прогнулись
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет наклоны туловища, присели
Теперь ниже наклониться
Как колышется пшеница наклоны в стороны
Сколько в поле колосков
Столько сделаем шагов ходьба до 5
Сколько в поле тракторов
Столько сделаем прыжков прыжки до 5
Ассистент: Сцена 3, дубль 1
П.: Посмотрите дети, какой огромный букет! Как вы думаете, что это за букет?
(Ответы детей)
П.: В этих колосках находятся зерна. Возьмите лупы и постарайтесь разглядеть. А вот зерна – семена.
(дети рассматривают зерна через лупу, сравнивают зерна пшеницы и ржи, находят отличия.)
П.: Представьте дети, вот в этом маленьком зернышке есть жизнь, есть зародыш. Чтобы лучше рассмотреть зерно, давайте воспользуемся микроскопом, который увеличивает предметы во много, много раз и то, что не увидит глаз человека, можно рассмотреть под микроскопом.
(Дети рассматривают зерно под микроскопом)
П.: И если зернышко попадет в хорошую землю, оно прорастет. Я посеяла и вот, что у меня уже получилось. А вам хотелось бы самим посеять зернышки?
(Ответы детей)
Ассистент: Сцена 3, дубль 2
П.: Здесь в ящиках сырая, теплая, плодородная земля. Возьмите по горсточке семян и посейте их. А когда они прорастут и зазеленеют, мы поставим эти ящики птицам и они будут лакомиться свежей зеленью. Конечно, в этих ящичках колосья не заколосятся и не созреют. Зернам необходимы просторные поля и много солнца
ИКТ: слайд-картинка «Поле в золотистых колосьях»
(Дети берут зерно, сеют под слова:
«Сейся, рожь, пшеница
Колос колосистый
Колос колосистый
Зерно зернистое» )
Ассистент: Сцена 3, дубль 3
П.: Дети, хоть и собрано зерно, да не хлеб еще оно. Что дальше происходит с зерном? Где можно получить эту информацию?
(Ответы детей)
ИКТ: видеролик «Ответ родителя» (Уважаемые родители! Подскажите, пожалуйста, куда зерно поступает дальше? Зерно везут на элеватор, а чтобы оно долго хранилось, его просеивают и сушат, а часть зерна везут на мельницу и там делают муку)
П.: Дети, а как называется человек, который работает на мельнице
(Ответы детей)
П.: Мельник переламывает зерно и получается мука. А как вы думаете, какая мука получится из пшеницы
(Ответы детей)
П.: А какая мука получится из ржи
(Ответы детей)
П.: Дети посмотрите и попробуйте определить в каком контейнере у нас пшеничная, а в каком ржаная мука?
(Дети рассматривают муку)
Ассистент: сцена 3, дубль 4
П.: И что теперь делают с мукой?
(Ответы детей)
П.: А как называется человек, который работает в пекарне?
(Ответы детей)
П.: А что делает пекарь?
(Ответы детей)
П.: А какой хлеб получится из пшеничной муки, из ржаной?
(Ответы детей)
Ребенок: На большом хлебозаводе
Станет тестом там мука
Хлебу путь теперь не долгий
Вот он в булочной на полке
Вот к тебе уже на стол
Он пожаловал, пришел
ИКТ: слайд-картинка «Хлеб на столе»
П.: Вот дети, мы и закончили сбор информации о том, какой долгий путь хлеба от поля до нашего стола
Ребенок:
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют
Сеют, жнут, ночей не спят
С детства знай как хлеб растят
Все вместе: Слава тем, кто хлеб растил,
 Не жалел трудов и сил
4.Рефлексивно-оценочный этап
П.: Трудная и ответственная работа снимать фильм. Интересно, что у нас получилось
(Дети садятся за столы, делятся на группы и делают монтаж фильма, раскладывая на ленте времени картинки – кадры по пути хлеба от поля до стола, делятся между собой, что у них получилось, делают выводы)
П.: Интересно, понравится фильм нашим друзьям.
Оператор: Ваш фильм я уже отправила и пришло письмо «Фильм получен. Приступаем к просмотру»
ИКТ: слайд-картинка с текстом письма
П.: А мы с нетерпением будем ждать ответа от наших друзей. А сейчас все приглашаются на чаепитие.

Последующая работа

- Выставка рисунков «Путь хлеба от поля до нашего стола»
- Наблюдение за ростками посеянных хлебных зерен в уголке природы
- Наблюдение на прогулке за птицами, питающимися зеленью проросшей пшеницы.
2020