Программные задачи: - уточнить знания детей о профессиях; - дать обобщенное представление о взаимосвязи труда людей разных профессий; - формировать представление о структуре трудового процесса; - закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; - познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, разнообразием хлебобулочных изделий; - развивать внимание, память, логическое мышление: учить определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. - продолжать воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; Оборудование и материалы: Телевизор, ноутбук, видеокамера, микроскоп, лупы, кинохлопушка, ящички с землей, зерна пшеницы, ржи, колосья пшеницы, мука пшеничная и ржаная, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий, влажные салфетки для рук Предварительная работа: - Рассматривание иллюстраций «Профессии» и «Кем быть»; - Чтение сказки «Колосок»; - Тематические беседы о труде; - Выставка рисунков «Профессии мам и пап» - Дидактические игры «Кто что делает», «Назови профессии» - Клубный час «Все работы хороши»
Ход:
1.Мотивационно-ориентировочный этап Педагог входит в группу (в руках на рушнике каравай и солонка) читает стихотворение: Мягкий, пышный, золотистый Вот он – каравай душистый, Он на блюде расписном С белоснежным рушником С караваем соль подносим Поклонюсь, отведать просим! Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб-соль из рук! П.: Дети! На Руси дорогих и уважаемых гостей встречали хлебом-солью. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Вот и мы с вами сегодня встречаем гостей. Посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними, поздороваемся. (Дети здороваются и садятся на стульчики) Педагог предлагает детям посмотреть на экран ИКТ: текст письма «Дорогие ребята, здравствуйте! Мы живем в далекой стране. Нам известно, что в России хлеб – главное блюдо на столе и в повседневной жизни и за праздничным столом и что Россия славится многообразием сортов и видов национального хлеба, но мы хотели бы узнать откуда к вам пришел хлеб. Мы будем рады, если вы расскажете нам об этом. Спасибо! Наш электронный адрес deti@mail.ru» П.: Дети, скажите, вы хотели бы помочь нашим друзьям? (Ответы детей) 2.Поисковый этап П.: Дети, скажите, а что вы можете рассказать о хлебе? (Ответы детей) П.: А как вы думаете, каким способом мы сможем передать эту информацию? (Ответы детей) П.: Я предлагаю вам устроить свою киностудию и снять кинофильм о том, какой путь прошел хлеб, чтобы появиться у нас на столе. Вы согласны? (Ответы детей) П.: Дети, а кто снимается в кино? (Ответы детей) П.: А вы хотели бы стать актерами в нашем фильме? (Ответы детей) П.: Но кто же нам поможет снимать фильм? (Один из гостей предлагает снять на камеру) П.: Вот и хорошо. А как называется человек, который снимает фильм? (Ответы детей) П.: А как называется человек, который помогает кинооператору (Ответы детей) П.: Итак, актеры готовы, кинооператор и ассистент готовы. А как мы назовем фильм? (Ответы детей) П.: Предлагаю, назвать наш фильм «Хлеб – наше богатство». А мы с вами будем исполнять роль исследователей. Ну что, начинаем снимать фильм. Ассистент, приступайте 3.Практический этап Ассистент: Сцена 1, дубль 1 П.: Дети, подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Дети: Хлеб – всему голова Хлеб – наше богатство Без хлеба – нет обеда Будет хлеб – будет и песня Без хлеба не вкусно и не сытно Плох обед, если хлеба нет Горька работа, да хлеб сладок Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает) П.: Молодцы, дети, много пословиц о хлебе знаете. Хлеб – это основа жизни, дар матушки земли с одной стороны и огромный труд человека с другой. А где мы еще можем узнать о хлебе? (Ответы детей) Ассистент: Сцена 1, дубль 2 П.: А какие книги мы с вами уже прочитали о хлебе? (Ответы детей) П.: Дети, давайте вспомним, о героях сказки «Колосок» (Ребенок рассказывает краткое содержание сказки «Петушок – голосистое горлышко рано вставал, двор подметал, нашел колосок, обмолотил его, смолол, получил муку, замесил тесто и напек пирогов. Петушок много трудился, чтобы получились пироги, а мышата Круть и Верть были лентяями, только пели, да играли и поэтому пирогов не ели») П.: Да, дети, как много нужно потрудиться, чтобы получился пирог или булочка, или буханка хлеба. Ведь хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Не зря говорится «Кто не работает, тот не ест». А еще я нашла очень интересную информацию о хлебе в энциклопедии (Педагог читает информацию) Ассистент: Сцена 1, дубль 3 П.: Дети, а где же мы с вами берем хлеб? (Ответы детей) ИКТ: слайд-картинка «Хлебный магазин» П.: Конечно, сегодня в магазине можно купить много хлеба, а кто нам его продает? (Ответы детей) Ребенок: Продавцы товары знают, Даром время не теряют, Все, что просим, продают Это их привычный труд П.: Давайте с вами поиграем в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение, если вы услышите название хлебного продукта – хлопайте в ладоши, а если это не хлебный продукт – стойте тихо. Готовы? Начинаем В булочной у нас баранки Булки, бублики, буханки Пирожки, батоны, плюшки И плетенки, и ватрушки Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой садкой И рулеты и помадка. Ассистент: Сцена 2, дубль 1 П.: Дети, как вы думаете, кто еще нам может рассказать о хлебе? (Ответы детей) П.: Сейчас мы с вами послушаем информацию от человека, который знает все о хлебе. Этот человек – хозяин пашни – земледелец, агроном. Давайте послушаем ИКТ: видео-обращение к детям (Специалист-агроном рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Чтобы получить хороший урожай зерна-семена к посеву готовят уже зимой. Время для сева нужно выбрать очень точно, чтобы земля прогрелась, но и не пересохла. Сажать зерно нужно во влажную от стаявшего снега, теплую землю. Раньше всю работу выполняли вручную, а сейчас помогают умные машины). Ассистент: Сцена 2, дубль 2 П.: Дети, послушайте загадку: Овсом не кормят Кнутом не гонят А как пашет, Пять плугов тащит (Трактор) ИКТ: слайд-картинка «Трактор» П.: А кто работает на тракторе? (Ответы детей) П.: Что делает трактор? (Ответы детей) Ассистент: Сцена 2, дубль 3 П.: Когда сеять зерно решает агроном, а помогает в этом опять умная машина. Послушайте загадку: За железным конем Ящик тянется с добром Сквозь дырявое окно В землю падает зерно (Сеялка) ИКТ: слайд картинка «Сеялка» П.: Идет время, появляются всходы, они растут, набирают силу, затем растения начинают колоситься, цвести, вовремя нужно организовать борьбу с вредителями. Главная задача – сберечь урожай. Далее надо следить, когда урожай поспеет. Поспел урожай, агроном вызывает машины для его уборки. Послушайте следующую загадку: Корабль-великан Не по морю плывет По земле идет. Поле пройдет – Урожай соберет (Комбайн) ИКТ: слайд-картинка «Комбайн» П.: А кто работает на комбайне? (Комбайнер) Ассистент: Сцена 2, дубль 4
Физкультминутка
Представьте, что мы с вами в поле, и я превращаю вас в зернышки – присядьте Подрастает зернышко Потянулось к солнышку потянулись С ветерком оно играет руки вверх Ветерок его качает прогнулись К земле низко прижимает – Вот как весело играет наклоны туловища, присели Теперь ниже наклониться Как колышется пшеница наклоны в стороны Сколько в поле колосков Столько сделаем шагов ходьба до 5 Сколько в поле тракторов Столько сделаем прыжков прыжки до 5 Ассистент: Сцена 3, дубль 1 П.: Посмотрите дети, какой огромный букет! Как вы думаете, что это за букет? (Ответы детей) П.: В этих колосках находятся зерна. Возьмите лупы и постарайтесь разглядеть. А вот зерна – семена. (дети рассматривают зерна через лупу, сравнивают зерна пшеницы и ржи, находят отличия.) П.: Представьте дети, вот в этом маленьком зернышке есть жизнь, есть зародыш. Чтобы лучше рассмотреть зерно, давайте воспользуемся микроскопом, который увеличивает предметы во много, много раз и то, что не увидит глаз человека, можно рассмотреть под микроскопом. (Дети рассматривают зерно под микроскопом) П.: И если зернышко попадет в хорошую землю, оно прорастет. Я посеяла и вот, что у меня уже получилось. А вам хотелось бы самим посеять зернышки? (Ответы детей) Ассистент: Сцена 3, дубль 2 П.: Здесь в ящиках сырая, теплая, плодородная земля. Возьмите по горсточке семян и посейте их. А когда они прорастут и зазеленеют, мы поставим эти ящики птицам и они будут лакомиться свежей зеленью. Конечно, в этих ящичках колосья не заколосятся и не созреют. Зернам необходимы просторные поля и много солнца ИКТ: слайд-картинка «Поле в золотистых колосьях» (Дети берут зерно, сеют под слова: «Сейся, рожь, пшеница Колос колосистый Колос колосистый Зерно зернистое» ) Ассистент: Сцена 3, дубль 3 П.: Дети, хоть и собрано зерно, да не хлеб еще оно. Что дальше происходит с зерном? Где можно получить эту информацию? (Ответы детей) ИКТ: видеролик «Ответ родителя» (Уважаемые родители! Подскажите, пожалуйста, куда зерно поступает дальше? Зерно везут на элеватор, а чтобы оно долго хранилось, его просеивают и сушат, а часть зерна везут на мельницу и там делают муку) П.: Дети, а как называется человек, который работает на мельнице (Ответы детей) П.: Мельник переламывает зерно и получается мука. А как вы думаете, какая мука получится из пшеницы (Ответы детей) П.: А какая мука получится из ржи (Ответы детей) П.: Дети посмотрите и попробуйте определить в каком контейнере у нас пшеничная, а в каком ржаная мука? (Дети рассматривают муку) Ассистент: сцена 3, дубль 4 П.: И что теперь делают с мукой? (Ответы детей) П.: А как называется человек, который работает в пекарне? (Ответы детей) П.: А что делает пекарь? (Ответы детей) П.: А какой хлеб получится из пшеничной муки, из ржаной? (Ответы детей) Ребенок: На большом хлебозаводе Станет тестом там мука Хлебу путь теперь не долгий Вот он в булочной на полке Вот к тебе уже на стол Он пожаловал, пришел ИКТ: слайд-картинка «Хлеб на столе» П.: Вот дети, мы и закончили сбор информации о том, какой долгий путь хлеба от поля до нашего стола Ребенок: Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют Сеют, жнут, ночей не спят С детства знай как хлеб растят Все вместе: Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил 4.Рефлексивно-оценочный этап П.: Трудная и ответственная работа снимать фильм. Интересно, что у нас получилось (Дети садятся за столы, делятся на группы и делают монтаж фильма, раскладывая на ленте времени картинки – кадры по пути хлеба от поля до стола, делятся между собой, что у них получилось, делают выводы) П.: Интересно, понравится фильм нашим друзьям. Оператор: Ваш фильм я уже отправила и пришло письмо «Фильм получен. Приступаем к просмотру» ИКТ: слайд-картинка с текстом письма П.: А мы с нетерпением будем ждать ответа от наших друзей. А сейчас все приглашаются на чаепитие.
Последующая работа
- Выставка рисунков «Путь хлеба от поля до нашего стола» - Наблюдение за ростками посеянных хлебных зерен в уголке природы - Наблюдение на прогулке за птицами, питающимися зеленью проросшей пшеницы.