НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кудимова А.С. Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей в старшей группе «По лесной тропинке»


Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Задачи: формировать представления о лесе как о сообществе растений, о многоярусности леса, о разнообразии видов леса;
уточнять представления о строении деревьев; разви­вать умения сравнивать и узнавать деревья по внеш­нему виду,
продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений, воспитывать уважение, бережное и заботливое отношение к лесу.
Оборудование: слайды с пейзажами леса, аудиозапись со звуками леса, корзинка с древесной корой, еловыми и сосновыми шишками, указатели с надписями «Ельник», «Дубрава», «Березняк», «Смешанный лес», «Сосновый бор».

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Посмотрите, пожалуйста, на экран.( Педагог показывает слайды о лесе.)
- Ребята, как вы думаете, куда ведет эта тропинка?
- Эта тропинка ведет в лес
- Хотите прогуляться по этой тропинке? Вы узнаете очень много интересного. Но прежде, чем попасть в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу.
- В лесу нельзя ломать ветки, нельзя рвать траву и цветы. Нельзя жечь костры, мусорить, разорять гнезда птиц…
- Совершенно верно. А еще в лесу нужно стараться не шуметь, не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
Звучит аудиозапись звуков леса.
- Мы оказались в лесу (на экране слайды с видами смешанного леса). Давайте поздороваемся с лесом!
- Здравствуй, лес!
- Ребята, что вы увидели, когда вошли в лес?
- Деревья, животных и птиц.
- И они вас видят, притаились и ждут, как же вы будете себя вести в их лесу?! Слышите, лес говорит с нами? Нет, уважаемый Лес мы пришли к тебе как друзья! Как ведут себя настоящие друзья?
- Не кричат, не пугают животных, птиц, насекомых; не рвут цветы, не ломают ветки растений.
- Как называется такой лес?
- Такой лес называется смешанный.
- Почему он так называется?
-В нем растут разные деревья.
- Назовите их!
- В смешанном лесу растут клен, дуб, ясень, липа, вяз, ель и сосна.
- Верно! Все деревья смешались в нашем лесу. Поэтому он называется... смешанным.
- Какие еще растения есть в этом лесу?
- Кусты, цветы и травы.
- Давайте еще раз прислушаемся к звукам леса.
Звучит аудиозапись звуков леса.
- Ребята, посмотрите, кто-то оставил корзинку. Что в ней? Не грибы и не ягоды. Что это?
- Это кора разных деревьев.
- Кто это мог нам принести?
- Это, наверное, лесник собрал кору с поврежденных деревьев.
- Для чего нужна кора дереву?
- Кора защищает дерево от пересыхания на солнце, от холода зимой.
- У каждого дерева своя кора. Узнайте, от каких деревьев кора в этой корзине?
- Берестаот березы: ее легко узнать по бе­лому цвету. У сосны кора красноватая. Кора дуба очень темная и твердая. У осины кора светло-серая.
- Как узнать, дерево больное или нет?
- У больного дерева листья засыхают, кора трескается, по стволу течет сок, под корой много насекомых.
- Кто может помочь больному дереву?
- Больному дереву могут помочь птицы, муравьи, лесник.
-Какие птицы могут помочь?
- Дятел. Эту птицу называют санитаром леса. Он уничтожает вредных для деревьев насекомых, достает их из-под коры.
- Как помогает, защищает деревья лесник?
- Лесник замазывает трещины в коре, подвязывает надломленные ветки.
- Посмотрите, куда привела нас тропинка? (на экране слайд березовой рощи). В каком лесу мы сейчас находимся?
- Это березняк.
- Почему он так называется?
- В березняке растут березы.
- Правильно. Послушайте, как поют в таком веселом лесу птицы!
Звучит аудиозапись пения птиц.
- Какие еще растения растут и березняке?
- В березняке растут травы и цветы.
- Обратите внимание на этот указатель. Что же он обозначает? Дальше тропинка приведет нас в лес, где растут только одни ели. Почему в этом лесу так темно и сыро?
- В лесу мало солнечного света проникает череп большие еловые ветки.
- В каком мы лесу?
- Это ельник.
- Ребята, много ли разных растений мы найдем в таком лесу
- Нет
- Верно, так как большинство растений любят солнечный свет. Но есть растения, которые любят влагу и прячутся под елочками. Это мох, грибы.
Педагог показывает несколько еловых шишек.
- Что это?
- Это еловые шишки.
- Кто их сложил под деревом?
- Белочка на очень любит еловые семена -это ее любимая еда.,
Физкультминутка

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три...)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели

- Ребята, мы спугнули белочку, она не успела собрать все шишки. Но здесь две корзины и шишки в них разные. Какие шишки вы видите?
- Большие и маленькие
- Посмотрите, белочка рассыпала шишки. Помогите белочке собрать все шишки в разные корзины. (большие и маленькие) Ищем везде, собирайте все-все! Белочка с бельчатами будут рады.
- Пройдем по тропинке дальше. В каком лесу мы теперь?
На экране слайд с сосновым лесом.
- Какие деревья здесь растут?
- В этом лесу растут сосны.
- Как называется такой лес?
- Сосновый лес или сосновый бор.
- Что вы видите под ногами?
- Мягкий мох, колючие иголки.
-Где растет мох?
- Мох растет в тени деревьев, прячется от солнца.
- Кто любит его есть?
- Мох любят есть олени, лоси.
- Ребята, скажите, а для чего лес нужен человеку?
-В лесу люди собирают грибы, ягоды, рубят деревья.
-Для чего люди рубят деревья?
-Люди рубят деревья, чтобы отапливать дом, стоить дома, лодки.
- Что еще люди делают из дерева?
- Мебель, игрушки, бумагу
-Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес?
- Чтобы сберечь лес мы должны бережно к нему относиться, не разрушать жилища животных и птиц, не жечь костры, не мусорить.
-Совершенно верно. Но как бы не было хорошо в лесу, нам пора возвращаться в группу. Что вам запомнилось и что понравилось на прогулке?
Ответы детей.
- А теперь я предлагаю вам нарисовать рисунки в защиту леса. Для рисунков вы можете использовать карандаши, краски, пластилин, восковые мелки.
Дети рисуют. По итогу воспитатель организует выставку рисунков.
2019