НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Солдатова Е.В. Рекомендации родителям «Мягкая адаптация к детскому саду»

Библиографическое описание:
Солдатова Е.В. Рекомендации родителям «Мягкая адаптация к детскому саду» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

Детский сад - это новый этап в жизни ребенка. В его привычном укладе жизни меняется всё: режим дня, обстановка, окружающие его люди. Естественно, смена привычного уклада жизни вызывает у ребенка сильный стресс. Разные дети реагируют на это по-разному: кто-то сильно плачет и не может оторваться от мамы, приходя в группу, кто-то начинает плакать еще дома, а кто-то уже после посещения детского сада начинает капризничать. Весь этот эмоциональный всплеск ребенка не что иное, как адаптация к новым условиям его жизни.

Так что же такое адаптация?

Адаптация - это процесс приспособления организма к изменяющимся условиям жизни. У детей новые условия его жизни - это посещение незнакомого ему помещения - детского сада. Этот процесс охватывает и самих детей, и их родителей и педагогов. Каждый из них проходит весь этот процесс вместе, становясь звеньями одной цепочки под названием «адаптация». И от того насколько каждое звено готово к изменяющимся условиям, готово пережить адаптацию зависит конечный результат. Ведь спокойный малыш - это следствие правильного поведения и родителей и педагогов в целом.

В этой статье хотелось бы рассказать о том, как облегчить адаптационный период ребенка, поступающего в дошкольное учреждение.

Итак, начнем с того, какие же причины заставляют ребенка так бурно реагировать на изменяющийся его ритм жизни.

Во-первых, ребенок, приходя в детский сад, оказывается в абсолютно незнакомой ему обстановке. И это касается не только самого помещения детского сада. Меняется пища, запахи, взрослые, сверстники - одним словом, всё. И нормальная реакция организма реагировать на такую резкую смену уклада это стресс. Так как дети являются еще эмоционально не зрелыми, они не умеют скрывать свои эмоции, поэтому нормальной реакцией на стресс у ребенка является плач, сильная тревожность. Иногда результатом таких стрессов может быть повышенная температура, дети начинают болеть простудными заболеваниями, пропадает сон, снижается аппетит, пропадает речь, теряются навыки самообслуживания.

Родители, которые отдают своих детей в детских сад, страдают не менее своих маленьких чад. У них тоже повышена тревожность, обостряется чувство жалости к своему ребенку, повышается интерес ко всему, что связано с детским садом и его режимными моментами. Они задают очень много вопросов педагогам, интересуясь подробностями жизни их ребенка в группе.

Педагог между тем тоже адаптируется каждый раз, принимая новую группу. Ведь ребенок, который только приходит в дошкольное учреждение, уникален и процесс адаптации у всех происходит по-разному, и воспитателю приходится искать индивидуальный подход к каждому. Также за каждым из детей стоят родители, с которыми воспитателю тоже приходится искать точки соприкосновения и выстраивать взаимоотношения на основе доверия и доброжелательности. Воспитатель знает, что какие бы знания не были им накоплены на протяжении многих лет, они не всегда срабатывают, применяя их в тех или иных случаях. А это значит, что впереди долгий и кропотливый процесс, имя которому АДАПТАЦИЯ!

Кому адаптироваться легче?

• Детям, чей распорядок дня соответствует или приближен к режиму группы детского сада (утреннее пробуждение, режим дня, питание, дневной сон).

• Детям, знакомым с меню детского сада.

• Детям, имеющим:

- навыки самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки, одеваться, раздеваться);

- культурно-гигиенические навыки (пользоваться горшком, мыть руки);

- навыки социального взаимодействия (обратиться к взрослому за помощью, общаться с другими детьми на детских площадках).

• Детям, умеющим расставаться с родителями.

• Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее (читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада…) Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком.

Оптимальный режим в сентябре для мягкой адаптации:

Первый день – дети находятся в саду 1 час.

Первая неделя – дети находятся в саду 2 часа (до 10:00).

Вторая неделя – дети выходят на прогулку, и родители забирают с прогулки до 11:30.

Третья неделя – дети обедают, и родители забирают детей до 12:00.

Четвертая неделя – дети пробуют спать, и родители их забирают в 16:00.

Каждый новый этап адаптации стоит начинать со вторника, так как понедельник для детей раннего возраста является сложным днём после двух выходных.

Время нахождения ребенка в саду зависит от его эмоционального состояния. Для каждого ребенка адаптационный период устанавливается индивидуально.

Дополнительные рекомендации:

• Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

• Обязательно скажите куда вы идете и когда вы вернетесь за ним.

• У вас должен быть свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.

• Не встречайте со словами (слезами) «Как ты без меня тут?» Лучше встречать спокойно и доброжелательно.

• Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один!»)

• Нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.

• Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости.

• Создавайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском саду.

• Рассказывайте ребенку, что в детский сад дети ходят играть, гулять, вкусно есть, а вечером всех забирают домой. Никто в детском саду не остается.

• Читайте книги про детский сад, например, Ольга Громова: «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации» Издательство «Карапуз».

• Создавайте позитивный образ детского сада.

Желаем мягкой и лёгкой адаптации!
2023