Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Курганова Н.М., Белуш Я.М. Организация туристической деятельности на основе экотропы «Мысхако»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Расположение школы в поселке Мысхако, окруженного морем, горами с уникальными реликтовым растениями, речкой Мысхако, дети – жизнь и игра которых проходит в соприкосновении с природой - с одной стороны; местонахождение в районе, в котором экологическая обстановка из-за развивающейся быстрыми темпами инфраструктуры ухудшается с каждым годом - с другой стороны, определило одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы школы – экологическое.
Большинство учащихся нашей школы, да и родители и не подозревает, что в поселке, на горе Колдун могут произрастать редкие растения, занесенные в Красную книгу. Нередко попадая в лес, ребята видят многие и растения в ᴨȇрвый раз, не знают правила поведения в лесу. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь. Все это говорит о низкой экологической культуре, о необходимости экологического просвещения. Экологическая тропа является важнейшим средством экологического образования, своеобразным «учебным кабинетом в природе», позволяет сочетать отдых с познанием. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность. Поселок Мысхако - это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым. Проект помогает ребятам проявить себя, сделать окружающую природу чище и красивее. Активная жизненная позиция сейчас важна для будущего всего поселка.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».
Цель: развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой природоохранной деятельности и развитие туризма.
Задачи:
 Создание условий для организации природоохранной и туристической деятельности;
 Расширение знаний учащихся о природе малой родины;
 Формирование экологической культуры учащихся и родителей, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды в регионе проживания.
Проект ежегодный. Практическое изучение экотропы ограничено сезонностью.
В течение года работу строится в три этапа.
1 этап – подготовительный – март-апрель.
Основные мероприятия: подготовка экологической тропы, планирование маршрута тропы, при необходимости маркировка тропы, определение возможных вариантов маршрута, составление схематического плана с нанесением всех остановок, формирование групп, занятия с детьми в школе безопасности.
2 этап – практический – май-октябрь.
Основные мероприятия: проведение экскурсий, уроков на природе, выполнение исследовательских работ, поисковых работ, природоохранных мероприятий.
3 этап – информационно-обобщающий – ноябрь-февраль.
Основные мероприятия: сбор, обработка, обобщение и систематизация информации по экологической тропе, анкетирование учащихся, педагогов и родителей по экологическим проблемам, теоретическая подготовка учащих (изучение норм и правил поведения в природе и способах ее охраны, изучение флоры и фауны малой Родины и др.)
Применение современных технологий, в том числе информационных, позволило создать виртуальную экологическую тропу на материалах реально существующей. Есть также макет тропы, выполненный родителями и учащимися школы, позволяющий проводить заочные экскурсии.
Экотропа состоит из нескольких основных этапов.
1 этап «Растения в противогазе». Экскурсия начинается на территории школьного двора. Учащимися проведен статистический подсчет транспорта, который проходит по улице Школьной мимо нашей шкалы. Весь транспорт оказывает экологическое нарушение школьной территории. Спасают от загрязнения школьный двор зеленые растения - наши настоящие друзья. Наличие лишайников – индикаторов чистого воздуха, говорит о том, что зеленая зона школы достаточно чистая. Экскурсоводы показывают деревья и кустарники, которые растут на территории школы. Призывают их бережно охранять.
2 этап «Речка Мысхако». Здесь экскурсанты знакомятся с историей речки Мысхако, причинами обмеления реки, влиянием урбанизации на формирование подземных вод.
3 этап «Черное море». На данном этапе участники узнают об экологических проблемах Черного моря, знакомятся с правилами поведения на пляже.
4 этап «Привал. Кострище». Уделяется внимание правилам поведения в лесу. Особое внимание уделяется технологии оборудования кострища.
5 этап «Можжевеловое редколесье». На территории нашего поселка находятся редкие реликтовые растения, которые занесены в Красную книгу - это можжевельники. Раскрывается их биологическая, историческая роль, способы применения, в медицине, парфюмерии, народном хозяйстве.
6 этап «Пицундская сосна». На данном этапе участники знакомятся с представителем хвойных растений, занесенным в Красную книгу, причинами нарушения естественных мест произрастания сосны пицундской. Внимание уделяется почвенному, водоохранному, санитарно-гигиеническому и эстетическому значению сообщества сосны пицундской - хранителя средиземноморского генофонда.
7 этап «Обзорная площадка». Участники экскурсионного маршрута могут полюбоваться красивейшей панорамой поселка и нашего города с высоты птичьего полета.
Несмотря на основные этапы маршрута, проводятся разные виды экскурсий (экологическая, обзорная, эколого-патриотическая, учебная), в зависимости от возраста участников, цели экскурсии, временных рамок.
Используется тропа и как туристский маршрут выходного дня, с остановкой на привале на большее количество времени, исходя из запроса экскурсантов.
Тропа включает в себя не только природные объекты, но и памятники истории Великой отечественной войны «Календарь апрельских боев», «Взрыв», «Блиндаж», «Звезда», Братские могилы, которые по желанию экскурсантов могут быть дополнительно включены в маршрут.
Во время маршрута тропы учащиеся выполняют разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера (уборка берега моря, расчистка русла реки, установление кормушек для птиц, уборка исторических памятников и др.).
Результаты реализации проекта:
-повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды, экологической культуры учащихся;
-проявление социальной активности учащихся;
-активизация туристической деятельности.

Использованные источники:

1. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
2.Гора Колдун в Новороссийске: легенды и посещение вершины [Электронный ресурс]. URL: http://yugarf.ru/gora-koldun-v-novorossiyske/.
3. Гора Колдун [Электронный ресурс]. URL: http://kukarta.ru/gora-koldun/.
4. Красная книга Краснодарского края./Составитель В.Я. Нагалевский. Краснодарское книжное издательство, 1994.
2017