Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Казанцева Н.С., Дзендзус И.В., Скибина А.В., Дзендзус А.Н. Нравственное поведение младшего школьника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


В школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оценивается с нравственной стороны. Но отношение разных детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребёнка: какие мотивы поведения действуют реально, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте.
Взрослый осуждает ребёнка за то, что тот нанес товарищу обиду. Один ребенок переживает стыд за свой поступок, но понимает, что был не справедлив, сделал больно другому, не смог сдержать себя, совершил плохой поступок, что оценка взрослым его поступка была справедлива. Другой же только боится наказания, ему не стыдно за своё поведение, его переживания связаны, главным образом, с чувством страха: вдруг его накажут. А третий и вовсе считает, что его осуждают несправедливо, он боится за себя, убежден: его поступок единственно правильный, он просто отомстил товарищу, что так делать надо всегда.
Ребенку трудно, почти невозможно разобраться в многоплановости следования нравственному правилу. Взрослые, педагоги, воспитатели должны прийти на помощь ребёнку, дать ему возможность в непохожих, разнородных случаях найти нечто общее, важное. Когда речь идёт о проявлении чувств товарищества, надо постараться выделить самое главное в мотиве товарищеского поступка, а именно сделать товарищу лучше, действовать в его интересах. В одном случае это может выглядеть как реальная помощь или просто сочувствие,сопереживание, а в другом случае как раз отказ от помощи может быть по-настоящему товарищеским поступком, потому что заставит ребёнка задуматься над своим поведением, изменить его ему же на пользу.
Научить ребёнка правильному свободному выбору поступков – важная предпосылка выработки мотивов поведения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок «прошёл» и через такие ситуации, в которых ему придется решить нравственную проблему: помочь или не помочь товарищу, помочь бескорыстно или за награду. Сказать правду или промолчать…
Разумеется, ни в коем случае ситуации эти не должны восприниматься ребёнком как какой-то «урок», на котором его чему-то учат, и в чем-то контролируют.
Усвоение детьми нравственных знаний - дело сложное; оно требует нравственной активности от самого ребёнка, а от воспитателей, учителей-известного педагогического такта, тонкости. Этические беседы позволяют свести воедино единичные наблюдения детей, их разрозненные знания. Но вести разговоры на общие темы целесообразно, только тогда, когда у детей накоплены необходимые наблюдения, факты, когда у них есть запас собственных впечатлений, которые надо обобщить…
Надо сказать, что представления детей о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения детей еще ограничен, но очень богат ситуациями, где дети сами должны решать нравственные вопросы своих взаимоотношений в коллективе.
Но такое опережающее развитие нравственных представлений имеет смысл: запас знаний «впрок», «на все случаи жизни» необходим ребенку. Он должен быть подготовлен к тем жизненным ситуациям, с которыми он встретиться, но которые ему в настоящее время незнакомы. Большой запас нравственных представлений позволит ребёнку иметь ориентир для выбора способа поведения в новых для него ситуациях.
Разрыв сознания и поведения часто проявляется в том, что ребёнок знает, как надо поступить, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Этот разрыв обычно рассматривается как показатель безнравственности человека-человек знает, как поступать, но не хочет, не желает поступать правильно. Однако по отношению к младшему школьнику надо постеречься к таких суждений: упомянутый разрыв выступает здесь как возрастная особенность ребёнка, который ещё только учиться ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, учиться соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Это определённый этап нравственного развития.

Литература

1.       Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся/О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.
2.       Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.       Величко О. Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников // Начальная школа. - 2010. - N 7. - С. 97-100.
4.       Высотина Л. А. Нравственное воспитание младших школьников. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 152 с.
2018