Многолетний опыт продемонстрировал, что вещание содержания учебника является неэффективным методом обучения. Получение прочных знаний возможно только посредствам постоянного их применения. Именно эту возможность и предоставляют формирующиеся школьные научно-исследовательские лаборатории. Современное общество выдвигает новые требования и к подготовке педагога, и к подготовке обучающегося. Множественные исследования подтвердили, что обилие теоретических знаний не является ключом к успеху.
С развитием научных технологий изречение В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», приобрело новый смысл. Сегодня обучение и творческая реализация личности происходит не только по средствам письма, рисования, лепки и прочих прикладных видов деятельности. В школьную программу стремительно внедряется робототехника и её возможности поистине безграничны. Развитие мелкой моторики, интенсивная интеллектуальная деятельность в процессе конструирования, наглядная демонстрация физических законов – это далеко не полный перечень преимуществ. Существуют различные программы и конструкторы для любой возрастной категории, что позволяет приобщать к деятельности всех обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет в требованиях к результатам освоения ООП помимо предметных результатов, новую группу метапредметных образовательных результатов. Появление понятия «универсальные учебные действия» связывают с коренными изменениями в парадигме образования. ЗУН рассматриваются, как последствия определенных целенаправленных действий. Учащийся теперь становится сам хозяином образовательного процесса, под чутким руководством педагога.
На почве ОУ интенсивно развиваются научно-исследовательские лаборатории, в которых учащиеся могут формировать различные метапредметные компетенции. Процесс конструирования подразумевает под собой внушительный объем навыков, формируемых по средствам создания робототехнических моделей. Так в чем же заключается деятельность учащихся в научно-исследовательской лаборатории «Физика робота»?
В первую очередь происходит знакомство с правилами техники безопасности, для исключения возникновения опасных для здоровья ученика ситуаций. Инструктаж по технике безопасности не отличается от инструкций, даваемых при проведении лабораторных работ по физике в средних и старших классах. При работе с учащимися младшего возраста следует уделять данному пункту особое внимание, педагогу следует быть всегда во всеоружии, наличие в наборах мелких деталей нередко становится причиной нелепых травм [2].
Затем происходит формулирование темы исследовательской работы. Она неразрывно связано с четким представлением о том, чем исследователь собирается заниматься и какие результаты необходимо достигнуть. Выбор темы для исследования происходит после формулирования проблемы, либо противоречия.
Вывод актуальности проводимого исследования. Актуальность исследования кратко излагает, какие задачи стоят перед практикой обучения и что сделано предшественниками.
Осознание противоречия. Данное осознание в процессе деятельности приводит к необходимости получения новых знаний.
Постановка проблемы. При выборе сложного вопроса, требующего решения, происходит внутренний конфликт. Исследователь задается вопросом: «Что необходимо изучить, из уже известного? Что не было изучено ранее?»
Затем необходимо обозначить объект исследования, Определяя объект исследования необходимо задать вопрос: «Что рассматривается?»
Предмет исследования так же необходимо обозначить. Под предметом понимают ту часть объекта, которая подлежит изучению. Это указание на аспект объекта исследования, относительно которого будет получено новое знание. Один объект может включать множество предметов для изучения.
Постановка цели является важным шагом в исследовательской деятельности. Цель отражает всю суть работы, то ради чего она выполняется и, что необходимо получить в итоге. Цель всегда формулируется исходя из проблемы. Она должна быть проверяемой и легко контролируемой.
Построение гипотезы – важнейший элемент исследования. Она отражает то, как будет происходить движение к достижению цели. Рабочая гипотеза строится исходя из цели, проблемы и предмета исследования.
Задачи исследования выводятся исходя из цели, проблемы, предмета и гипотезы исследования. Это шаги, которые определяют последовательность действий, четкое следование им неизбежно приводит к достижению цели [3].
Педагоги, в большинстве случаев, берут на себя формулировку вышеперечисленных пунктов работы для экономии времени. Но при отсутствии возможности ученика самостоятельно выстроить структуру своей деятельности и вывести ее смысл мы теряем самое главное – осознание. Осознание того, зачем и почему я выполняю эту работу, приводит к тому, что знания становится крепким и мотивация к его использованию в повседневной жизни возрастает. Да, строить собственную деятельность и искать в ней смысл очень тяжелый труд, но без него попытки обучить и воспитать не приводят к конкретным результатам [1].
Как уже было сказано, учащийся стал полноправным хозяином своего образовательного процесса. Быть хозяином – значит всегда нести ответственность, осознавать риски и возможные неудобства. Только применяя знания, достигается их прочность. Именно эту возможность предоставляет научно-исследовательская лаборатория «Физика робота». Согласно авторской концепции, ученику необходимо формулировать цель, проблему, гипотезу и задачи самостоятельно, а так же самостоятельно искать пути их решения под руководством педагога, посредствам осуществления манипуляций с наборами конструкторов и руководствуясь физической терминологией. В процессе сбора модели ученику необходимо использовать физические законы, уметь их правильно интерпретировать и ссылаться на них в процессе письменной регистрации своих действий. Оформление работы согласно предлагаемым требованиям является немаловажной частью. Именно в письменной речи происходит вычленение основной сути проделываемого действия и используемого физического закона. Так же не стоит обходить вниманием процесс общения между учениками, как в процессе групповой активности, так и индивидуальной. Общение способствует социализации личности, а общение по существу помогает решать совместные и индивидуальные задачи, что является бесценным навыком успешной социально-активной личности. Способность установить доверительные отношения с членами команды признана жизненно-необходимым навыком современного человека и закладывает прочный фундамент для карьерного роста в будущем [4].
Исходя из совокупности перечисленного, можно сделать вывод, что научно-исследовательская лаборатория «Физика робота» является эффективным способом воспитания и обучения. Самостоятельная научная деятельность учащегося под чутким руководством педагога влечет за собой формирование в сознании первого естественнонаучной картины мира, способности добывать и применять полученные знания посредствам включения в процесс практически всех анализаторов.
Из воспроизведения в процессе обучения к осмысленной структурированной деятельности! Именно так можно сформулировать требование Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Библиографический список:
1) Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстноеобучение. – М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 1999 – 75 с.
2) Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.
пособие. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – Гл. 4
3) Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. – М.,
1993
4) Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. д.
т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. – 3-е изд. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 23 с.