НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лобыгина О.Ю., Госниц Л.Н., Туктарова С.В., Берестова Н.Н. Этническая направленность воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Зарубежный специалист по межкультурной коммуникации М. Беннет, отмечает, что формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.) говорил:

«Любовь к родному краю, знание его истории - это основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества»

Все говорят Родина. Но что, же мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина — это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место, где человек чувствует себя частью этого места. Родина - это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место, где нас ждут, где нам хорошо и свободно.

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций.

Воспитание любви к своей малой Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно, когда речь идёт о детях дошкольного возраста. В настоящее время наши дети не знают прошлого своего родного края, села, не всегда замечают красоту окружающей природы. Поэтому необходимо воспитывать у детей заинтересованность событиям, происходящим в окружающей их жизни, интерес культуре, к истории родного края, языка. Этнокультурное
воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие
и социализацию личности как субъекта этноса
и как гражданина многонационального Российского государства [5].

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

- приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие
устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.

Дошкольный возраст
характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей
начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.

К главным компонентам формирования этнокультурной компетентности относятся:

- целостное развитие личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

- воспитание и уважение к культуре межнационального общения, толерантности, умение взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

Воспитание является одним из важнейших факторов жизни и развития общества, а также процессом целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Национальные интересы не могут не учитываться сегодня при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом. Особенно важны они в решении проблем национального воспитания. Образовательным учреждениям принадлежит особая роль в формировании и воспитании личности будущего специалиста с определенными национальными характеристиками. В этом плане дошкольный возраст, как известно, представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение и понимание других людей, независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания, а также интенсивно формируется самосознание ребенка.

В своих трудах великий русский педагог Д.К. Ушинский неоднократно подчеркивал значимость народного образования. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества [3].

Дошкольное воспитание и образование имеют исключительно большое значение в становлении личности, именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.М. Марутян, и др.), в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и культурному национальному наследию. Это время подлинного и искреннего погружения в истоки этнической культуры, на основе чего начинают развиваться чувства, черты характера, незримо связывающие ребенка со своим народом [1].

Таким образом, воспитание отражает, прежде всего, национально-этническое своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа и осуществляется с опорой на его культуру, формирование национального самосознания, создание этнокультурной среды. Исходя из философского основания сущности этнической направленности воспитания её цель заключается в развитии и социализации личности как субъекта этноса и как гражданина.

В психолого-педагогической литературе под этническим воспитанием понимается целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого формируется этническое самосознание личности, адекватное отношение к себе как к субъекту этноса и чувство гордости за него, положительное отношение к языку, истории, культуре своего народа, а также чувство уважения и толерантность к представителям других этносов.

У детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом, более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно - историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления, развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно - историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы. [2].

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.

Одной из основных целей дошкольного учреждения при взаимодействии с семьями воспитанников является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы:

- привлечение родителей к проведению занятий;

- участие родителей в выставках совместного творчества;

- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

- создание семейных альбомов;

- проведение совместных прогулок и экскурсий;

- проведение мастер-классов;

- участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной

На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

На наш взгляд, основными компонентами содержания этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении выступают:

- воспитание и обучение на родном языке, ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям;

- разработка и включение программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности [3].

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Список литературы

1.Амосова Н.В. К.Д. Ушинский о воспитании // Образовательный портал «Слово». – 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portalslovo.ru/pre_school_education/2. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2018. - С. 204-205.

3. Ельцова О.М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций: метод. Пособие. В 2 ч. Ч. 2. Автор составитель О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.А. Николаева. М.: ТЦ Сфера. 2019. 112 с.

4. Кудымкар: история в картинках под ред. Л. Войлоковой. Пермь: ИП Арапова Е.А. 2018.24 с.

5. Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. Люблю мое отечество: Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. М.: ТЦ Сфера. 2019. 112 с.
2022