Актуальные вопросы дошкольного образования

Шереметьева Т.И. Использование дыхательных игр в формировании речи детей в подготовительной к школе группе

Библиографическое описание:
Шереметьева Т.И. Использование дыхательных игр в формировании речи детей в подготовительной к школе группе // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Одной из важнейших задач подготовительной к школе группы является формирование речи у детей. Развитие речи в этом возрасте является особенно важным, так как именно в этот период формируются основы языкового общения. Одним из эффективных методов развития речи у детей является использование дыхательных игр.

Дыхательные игры - это игры, которые направлены на развитие дыхательной системы у детей, а также на улучшение контроля над дыханием и развитие речевого аппарата. В ходе таких игр дети выполняют различные упражнения, используя дыхание, чтобы улучшить свою дикцию, произношение звуков и контроль над дыханием. Эти игры также способствуют формированию четкой и правильной речи у детей.

Дыхательные игры способствуют развитию дыхательной системы, улучшению произношения звуков, а также помогают улучшить дикцию и артикуляцию. Эти игры также способствуют развитию моторики речевого аппарата, что важно для формирования четкой и правильной речи у детей.

Одной из самых популярных дыхательных игр является "Воздушные шарики". Детям нужно надуть воздушные шарики, при этом они должны правильно дышать и контролировать свое дыхание. Эта игра помогает детям научиться правильно дышать и контролировать свое дыхание, что важно для формирования четкой и правильной речи.

"Дыхание через соломинку". Детям предлагается через соломинку выдувать пузыри, при этом они должны правильно контролировать свое дыхание. Эта игра также способствует развитию дыхательной системы и улучшению произношения звуков.

"Дыхание через воздушные пузыри". Дети должны создавать воздушные пузыри при помощи мыльного раствора и дыхания. Эта игра также помогает улучшить контроль над дыханием и развивает моторику речевого аппарата.

"Дыхание через музыку". Дети дышать в такт музыке, меняя темп и интенсивность дыхания в зависимости от ритма музыки. Эта игра помогает развивать ритмичность речи и контроль над дыханием.

"Дыхательные упражнения с использованием мячей". Детям следует выполнять упражнения с мячами, при этом они должны правильно дышать и контролировать свое дыхание. Это помогает развивать моторику речевого аппарата и улучшать дикцию.

Важно отметить, что использование дыхательных игр в формировании речи у детей должно быть сочетано с другими методиками развития речи, такими как занятия логопеда, чтение книг, игры на развитие речи и т.д. Только комплексный подход позволит достичь наилучших результатов в формировании речи у детей.

Преимущества дыхательных игр в формировании речи детей в подготовительной к школе группе:

1. Улучшение дыхательной системы: дыхательные игры помогают укрепить легкие и улучшить общую дыхательную функцию у детей, что в свою очередь способствует лучшему поступлению кислорода в организм и повышению энергии.

2. Развитие речевого аппарата: упражнения, направленные на контроль дыхания, помогают развить мышцы лица, языка и гортани, что влияет на качество и четкость произношения звуков и слов.

3. Улучшение дикции: дыхательные игры способствуют улучшению дикции у детей, помогая им произносить слова более четко и разборчиво.

4. Развитие навыков контроля над дыханием: дети учатся контролировать свое дыхание, что полезно не только для речи, но и для общего самочувствия и эмоционального состояния.

5. Подготовка к школе: развитие речевого аппарата и улучшение дикции через дыхательные игры помогают детям быть лучше подготовленными к обучению грамоте и чтению в школе.

Таким образом, использование дыхательных игр в подготовительной к школе группе является эффективным методом развития речи у детей. Эти игры способствуют развитию дыхательной системы, улучшению произношения звуков, а также помогают улучшить дикцию и артикуляцию. Важно помнить, что только комплексный подход к развитию речи позволит достичь наилучших результатов.

Список литературы:

1. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Наука. - 2017. – 265 с.

2. Ерёменко Т.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. Науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - спб.: Реноме. - 2013. - С. 128-131.

3. Петров В.В., «Легкое дыхание» [Текст] / Петров В.В. – Харвест. - 2003, - С. 44-66.

4. Ушакова О.С, Струнина Е.М., «Методика развития речи детей дошкольного возраста» [Текст] / Ушакова О.С, Струнина Е.М. - Учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2004. - 288 с.
2024-03-04 16:14 2023