Отечественная педагогика декларирует современного школьника, как активного участника образовательно – воспитательного процесса. Однако процесс воспитания имеет свои особенности и является более сложным, чем обучение, так как связан с внутренним миром личности, ее взглядами, убеждениями, установками, потребностями. С точки зрения современной педагогики, процесс воспитания – это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.(И.Ф. Харламов). В данном определении отражается акцент на личностно - деятельностном подходе к воспитанию, который принят в отечественной педагогике. Воспитательный процессносит многогранный характер. На становление личности ребёнка влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и другие объективные и субъективные факторы. Это делает процесс воспитания более богатым и одновременно более сложным. Трудно управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих аспектов. В школе – интернате воспитательный процесс реализуется через организацию деятельности воспитанников. Результат действий педагога выражается в качественных изменениях в сознании и поведении воспитуемого. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность воспитанников совместно с педагогами, где у тех и других будут свои роли, задачи, взаимные отношения. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как,например, впроцессе обучения. Результаты воспитания могут проявиться спустя годы после окончания учебного заведения. Воспитательному процессу присуща и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться, что объясняется индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность, то есть систематическое и постоянное взаимодействие воспитателей и воспитанников. Непрерывность воспитательного процесса выражается в его развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей воспитанников, от конкретных ситуаций, от различных условий. Рефлексия воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, преодоление которых и поддерживает непрерывное развитие процесса воспитания. Деятельность педагогов школы – интерната по реализации процесса воспитания включает в себя следующие этапы: · педагогический мониторинг; · диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; · проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); · организация педагогического взаимодействия (реализация планов); · анализ и оценка результатов. Процесс воспитания строится на основе принципов (положения, руководящие идеи, которые определяют его общую организацию, содержание, формы, методы). Принципы воспитания формулируются на основе закономерностей целостного педагогического процесса. Это принципы связи воспитания с жизнью, социокультурной средой; комплексности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Единство целей, задач, содержания, форм и методов. Единство педагогического руководства и самостоятельной деятельности. Единство активности школьника; гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему. Опоры на положительное в личности ребёнка; воспитание в коллективе и через коллектив; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Единство действий и требований образовательного учреждения, семьи и общественности. Все принципы воспитания равнозначны и тесно связаны между собой, они отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно осуществлять. Содержание воспитанияпредставляет собой систему знаний о природе, обществе и человеке, о чертах и качествах личности, нормах и правилах поведения, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Для достижения цели формирования разносторонне развитой личности необходимо единство следующих направлений воспитания: общеинтеллектуальное; духовно - нравственное; спортивно - оздоровительное; социокультурное; экономико - правовое; экологическое.Каждое из перечисленных направлений имеет свои задачи, средства и формы организации. Реализация в воспитательном процессе комплекса направлений содержания воспитания «должна подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина» (И.П. Подласый). Основные элементы государственной концепции воспитания содержатся в Законе Российской Федерации «Об образовании»
Используемая литература:
1. Закон РФ «Об образовании». 2. Подласый, И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2013. - 777 c. 3. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.