Актуальные вопросы дошкольного образования

Косарева Т.В. Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте

Библиографическое описание:
Косарева Т.В. Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Дошкольный возраст является ключевым периодом в развитии ребенка, когда формируются его навыки, умения и характер. Одной из важнейших составляющих этого процесса является поддержка детской инициативы. Поэтому важно, чтобы родители, педагоги и общество в целом уделяли должное внимание развитию этого аспекта у детей.

Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте может проявляться на различных уровнях. В семье это может быть создание условий для свободной игры и творчества, поощрение самостоятельности и самовыражения, а также поддержка интересов ребенка. Родители могут предоставить ребенку доступ к разнообразным материалам для творчества, игрушкам, книгам и другим образовательным ресурсам.

В дошкольных учреждениях поддержка детской инициативы может осуществляться через организацию разнообразных игровых и творческих занятий, где дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности, выражать свои предпочтения и идеи. Важно также создать атмосферу уважения к мнению каждого ребенка, поощрять его инициативу и творческие подходы.

Общество в целом также должно способствовать поддержке детской инициативы. Это может быть организация мероприятий для детей, где они могут проявить себя, участие в которых будет поощряться и цениться. Также важно создание публичных пространств, где дети могут выразить свои идеи и предложения, например, через участие в обсуждении различных вопросов, конкурсов, выставок.

Вот пример занятия в дошкольном учреждении с уклоном на поддержку детской инициативы:

Тема: "Моя фантазия"

Цель: Поощрение творческого мышления и самовыражения детей, развитие их фантазии и инициативы.

Ход занятия:

1. Начните занятие с обсуждения темы "фантазия". Спросите детей, что они понимают под этим словом, какие картинки возникают у них в голове, что они могут представить себе под словом "фантазия".

2. Предложите детям участвовать в коллективной игре "Создание сказочного персонажа". Раздайте детям листы бумаги, карандаши, краски, фломастеры и другие материалы для рисования. Попросите каждого ребенка нарисовать своего сказочного героя и дать ему имя.

3. После того как все дети закончат рисовать, предложите им объяснить свои выборы: почему они выбрали именно такого героя, какие у него особенности, какие приключения он может пережить.

4. Проведите обсуждение произведений каждого ребенка, поощряя их инициативу, фантазию и творческий подход.

5. Завершите занятие, предложив детям сыграть в импровизированный спектакль, где каждый ребенок будет играть своего сказочного героя. Поощряйте детей проявлять свою индивидуальность и творческий потенциал во время спектакля.

Такое занятие поможет развить у детей умение выражать свои мысли и чувства, поощрит их фантазию и инициативу, а также поможет им осознать свою уникальность и ценность своих творческих идей.

Еще один пример занятия для дошкольников с уклоном на поддержку детской инициативы:

Тема: "Моя сказочная страна"

Цель: Поощрение творческого мышления, фантазии и самовыражения детей, развитие их инициативы и коллективной работы.

Ход занятия:

1. Начните занятие с обсуждения темы "сказочная страна". Спросите детей, какая она, какие персонажи в ней живут, какие чудеса там происходят. Попросите детей представить, что они могли бы создать свою собственную сказочную страну.

2. Разделите детей на небольшие группы (по 3-4 человека) и предложите каждой группе придумать свою сказочную страну. Поставьте перед ними задачу создать название страны, придумать главных героев, определить особенности этой страны (например, какие животные или растения там обитают, какие правила в стране и т.д.).

3. Предложите детям использовать различные материалы (бумага, карандаши, краски, пластилин, разноцветные ткани и т.д.) для создания элементов своей сказочной страны: флага, герба, героев и других символов.

4. Когда каждая группа закончит работу, предложите им представить свою сказочную страну перед остальными детьми. Поощряйте детей рассказывать о своих идеях, выражать свои мысли и чувства.

5. Завершите занятие обсуждением всех представленных сказочных стран, поощряя детей высказывать свое мнение о работе других и делиться своими впечатлениями.

Такое занятие поможет развить у детей умение работать в коллективе, выражать свои творческие идеи, а также поощрит их фантазию и инициативу.

Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте имеет огромное значение для развития личности ребенка. Она способствует формированию самостоятельности, ответственности, творческого мышления и способностей к самовыражению. Поэтому важно обращать особое внимание на этот аспект воспитания и образования детей, чтобы помочь им стать активными и творческими членами общества.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - 215 с.

2. Горчакова Н.Н., Анчина С.А. Создание образовательной среды для поддержки детской самостоятельности, инициативы и индивидуальности // Преемственность в образовании, 2019. - № 21 (03). - С. 39-50.

3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Феникс, 2012. - 362 с.
2024-03-05 16:20 2024