НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Корниенко Е. В. СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf



«Сказка — это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка жизненных явлений»

В.А. Сухомлинский


Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. 

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Иначе говоря, о проблемах и задачах воспитания духовности и нравственности как о массовом явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным социальным условиям, сложившимся в обществе.

Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.

Общеизвестно, что возраст от трёх до шести — это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В.А . Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Сказки есть в каждом доме. В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Мы в нашем детском саду знакомим детей с сказкой помимо всеми нами любимыми и известными мультфильмами, с помощью прослушивания аудиокниг: Русские сказки (Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок, Три медведя), Русские сказки 2(Смоляной бычок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Кот и лиса) и.т.д. Русские народные сказки (Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и серый волк, Царевна лягушка, Крошечка –Хаврошечка, Серая шейка, два мороза) и.т.д. А также проводим много различных мероприятий с помощью презентаций (КВН «Угадай сказку» для подготовительных групп, «Что за прелесть эти сказки» викторина для самых маленьких, Знакомство с художественной литературой для старших групп, «Знакомство с сказками А.С. Пушкина и т.д. кукольный театр. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. 

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка.

В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.

Г.Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».


Список литературы:

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

3. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.






2022