Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Горбик Е.В. Социальный проект "Дарите музыку друг другу"

Библиографическое описание:
Горбик Е.В. Социальный проект "Дарите музыку друг другу" // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Пояснительная записка

Давно доказано, что при прослушивании классической музыки у детей формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей.

Немаловажен и момент, когда новое, интересное, доброе, вечное детям несут такие же дети. Идея проекта «Дарите музыку друг другу» заключается в том, чтобы с обучающимися детского объединения «Фортепиано» разучить пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, познакомить их с биографией композитора, мотивировать на самостоятельный поиск информации о творчестве композитора и, непосредственно о пьесах из «Детского альбома».

Существенно и то, что, готовя концерт и музыкальную гостиную для своих же сверстников, обучающиеся, включенные в проект, ощущают свою значимость, значимость того, чем занимаются (музицированием).

Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей.

Произведения П.И. Чайковского всегда на первом месте в образовательных программах музыкальных школ, детских центров и домов творчества. Вот уже более ста лет звучат пьесы П.И. Чайковского на различных фестивалях и концертах классической музыки. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Детство обладает удивительной магией и волшебством. Тот, кто сохраняет его ощущение в душе – сохраняет молодость…

Целью данного проекта является развитие свободной творческой личности детей, популяризация классической музыки среди детей и подростков, знакомство детей с жизнью и творчеством П.И. Чайковского.

Задачи:

· прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И. Чайковского;

· развивать музыкальный вкус, творческие способности детей;

· учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений;

· учить импровизировать, фантазировать под музыку;

· обогащать словарный запас;

· воспитывать эстетические чувства, интерес к музыке, желание познавать и развиваться;

· итоговое мероприятие: «Музыкальная гостиная» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского для обучающихся детско-юношеского центра, концерт «Дарите музыку друг другу» для воспитанников ГКОУ школа-интернат №1 г. Ейска.

В таблице 1 представлены этапы деятельности по проекту.

Таблица 1. Деятельность по проекту

Этап

Цель

Результат

1 этап - подготовительный

Определение основных направлений работы.

Постановка цели и задач.

Знакомство учащихся с проблемой и актуальностью работы над данным проектом.

Создание структуры творческого социального проекта «Дарите музыку друг другу»

Заинтересовать учащихся принять участие в проекте.

2 этап –

основной

1. Беседа-презентация о творческой биографии П.И. Чайковского.

2. Подготовка обучающимися сообщений/докладов о пьесах из «Детского альбома».

3. Мастер-класс от руководителя проекта. Прослушивание аудиозаписей игры «Детского альбома» профессиональными музыкантами.

4. Обсуждение манеры исполнения пьес, музыкального рисунка.

5. Подбор репертуара.

6. Работа над репертуаром.

Определение репертуарного плана участников проекта.

Отработка репертуара к участию в смотре-конкурсе.

3 этап –

заключительный

Презентация проекта.

Организация и проведение музыкальной гостиной для обучающихся ДЮЦ.

Организация и проведение концерта для воспитанников ГКОУ школа-интернат №1 г. Ейска.

Проектирование презентации проекта.

Макетирование буклетов, программ к концерту.



Прогнозируемый результат реализации проекта

Благодаря проекту обучающиеся получили и усвоили знания о творчестве великого русского композитора П.И. Чайковского и его «Детском альбоме».

Участниками проекта организована и проведена музыкальная гостиная для обучающихся ДЮЦ, а также концерт для воспитанников ГКОУ школа-интернат №1 г. Ейска.

В результате работы по проекту обучающиеся познакомились с биографией П.И. Чайковского и изучили отдельные пьесы «Детского альбома», остановившись более подробно на пьесах: «Зимнее утро», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Русская песня», «Сладкая греза», «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка».

Работа над проектом помогла детям узнать много нового и сделать вывод, что сочинение «Детского альбома» Чайковского - это первое обращение композитора к детской теме. И быть может это соприкосновение с детством стало тем толчком, который чуть позже дал жизнь удивительным балетам «Щелкунчик» и «Спящая красавица», прекрасной сказочно-философской опере «Иоаланта».

Отчет о реализации социального проекта «Дарите музыку друг другу»

В настоящее время все реже можно встретить людей, интересующихся классической музыкой, уходит то поколение, которое воспитано на классике – носители духовности и музыкального вкуса. Сегодня сложно заставить детей слушать хорошую, «правильную», настоящую музыку.

Социальный проект «Дарите музыку друг другу» был разработан в целях развития свободной творческой личности детей, популяризации классической музыки среди детей и подростков, знакомства детей с жизнью и творчеством П.И. Чайковского.

Данный проект разработан для того, чтобы дети, занимающиеся в объединении «Фортепиано» донесли своим сверстникам идеи духовности классической музыки через «Детский альбом» П.И. Чайковского, в котором композитор рассказал об одном дне, прожитом ребёнком, наполненном разными впечатлениями, переживаниями, играми, «путешествиями».

П.И. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Его музыку знают и любят люди разных стран.

Проект состоял из трех этапов: ознакомительный, основной, заключительный.

В рамках ознакомительного этапа были определены основные направления работы, поставлены цели и задач, создана структура проекта.

В период основного этапа был проведен ряд мероприятий по изучению творческой биографии великого русского композитора П.И. Чайковского, творческой истории «Детского альбома», прослушаны и проанализированы пьесы, представлен мастер-класс от педагога-руководителя проекта, после чего определен репертуарный план для участников проекта, разработан график репетиций и подготовки к концерту.

В конце основного этапа для участников проекта проведено тестирование на определение познавательных результатов. В итоге, правильно на все 26 вопросов теста ответили 7 человек из 8, что составляет 88%.

В результате проекта участниками совместно с руководителем подготовлена концертная программа для воспитанников ГКОУ школы-интернат №1 г. Ейска «Дарите музыку друг другу».

Также проведена «Музыкальная гостиная» для обучающихся детско-юношеского центра, в рамках которой представлены презентации «Жизнь и творчество П.И. Чайковского», «Детский альбом П.И. Чайковского», представлена концертная программа, после которой для зрителей проведен опрос:

1) Слышали ли вы до этого времени пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского?

А) да

Б) нет

2) Хотите ли познакомиться с другими произведениями композитора?

А) да

Б) нет

3) Нужны ли такие музыкальные гостиные в дальнейшем?

А) да

Б) нет

Результат представлен на рисунке 1

Рисунок 1. Результат реализации проекта «Дарите музыку друг другу»

При анализе полученных данных в результате проведенного опроса был сделан вывод, что следует и дальше продолжать работу над такого рода проектами, проводить музыкальные гостиные для обучающихся и приобщать их к нетленной классике.

В результате реализации проекта сформирован репертуар цели достигнуты, задачи осуществлены.

Библиографический список

1. Прибегина Г.А. Пётр Ильич Чайковский. М.: Музыка, 1986. 196 с.

2. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. М.: Классика-XXI, 2003. 78 с.
2024