Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Федосеева А.М. Организация логопедической работы по формированию предпосылок к овладению письмом у дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В настоящее время разными авторами предлагаются различные методические пособия, программы, направленные на формирование различных компонентов готовности к овладению письмом у дошкольников с речевыми нарушениями. Рассмотрим некоторые из них, касающиеся речевых и неречевых функций.

С.В. Коноваленко, М.И, Кременецкая, Н.М. Миронова, Т.А. Ткаченко и другие предлагают серию методических пособий для развития фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР. Данные материалы могут быть использованы для формирования готовности к овладению письмом у старших дошкольников с ОНР (IIIур.р.р.). В основе всех методик лежит звуковой аналитико-синтетический метод. Авторы предлагают различные варианты специально зрительной символики, которая позволит детям материализовать звук, и, тем самым, повысить эффективность обучения. Пособия содержат некоторые теоретические положения, а также практические рекомендации по работе с дошкольниками. В целом, работа с данными пособиями позволят формировать необходимые для готовности к овладению письмом навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

В частности, Т.А. Ткаченко акцентирует внимание на том, что зрительные символы гласных и согласных звуков являются вспомогательным средством при обучении дошкольников и предлагает формировать навыки звукового анализа с гласных звуков. Связано это с тем, что гласные звуки проще воспринимаются на слух, их проще выделить и отдифференцировать в словах, чем согласные. Автор отмечает, что согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для работы с ними автор предлагает не только зрительный, но и жестовый символ, который обогащает слуховой и зрительный образы. В дальнейшем, научившись выделять звуки в потоке речи, будущий школьник не будет испытывать трудностей при обучении чтению и письму.

Т.А. Ткаченко считает, что материализация с помощью зрительных символов есть моделирование чтения, а составление слов с помощью – аналог письма. При помощи зрительных символов, таким образом, достигается комплексное воздействие различных ощущений (мышечных, кинестетических, зрительных, слуховых), что способствует в свою очередь, многократному усилению фонематических представлений. Выполнение упражнений с использование зрительной символики, как указывает Т.А. Ткаченко, будет способствовать ускорению процесса фонемообразования, обеспечения готовности к чтению и письму, а также профилактики нарушений письма и чтения у дошкольников.

Г. Н. Брехунова, Л.С. Сековец, Л.И. Разумова предлагают систему занятий по преодолению недостатков речевого развития у дошкольников с ОНР с учетом уровня речевого общего развития воспитанников. В связи с требованиями ФГОС дошкольного образования, учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требования ми адаптированной основной образовательной программы, разработанной в учреждении. Устранение имеющихся у детей пробелов в речевом развитии осуществляется всеми участниками образовательного процесса: учитель-логопед, воспитатель, родители при руководящей роли учителя-логопеда. В целом, работа всех специалистов и родителей направлена на достижение максимального уровня готовности дошкольников к чтению и письму, обучению в школе.

В качестве одного из направлений по формированию готовности к овладению письмом у дошкольников с ОНР необходимо развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку. Свой подход к данной проблеме раскрыли Ю.А. Федосеева, Г.А. Пичугина, которые предлагают систему игр, направленных на определение последовательности предметов в пространстве, что создает основу для становления звукового, слогового и морфемного анализа слов. На первом этапе работы авторы предлагают упражнения на закрепление знаний детей схемы собственного тела, затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Затем, предлагаются игры, направленные на формирование ориентировки на плоскости с использованием специальных демонстрационных таблиц.

И.Н. Моргачева предлагает свой подход к формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР. В теоретической части автор раскрывает необходимость формирования пространственных представлений как одного из требований при овладении графикой письма, раскрывает особенности формирования их у дошкольников в норме и при ОНР. Отдельная глава книги посвящена формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Данная тема рассматривается автором с позиций комплексного подхода, предложено планирование работы по возрастам (средняя, старшая, подготовительная группа) и приложения игр по формированию пространственных представлений дошкольников с ОНР на каждый возраст.

Т.В. Ахутина, Н.СМ. Пылаева Н.М. предлагают методику развития зрительно-вербальных функций у детей, адресованную широкому кругу специалистов (психологам, воспитателям, педагогам групп подготовки к школе и классов коррекционно-развивающего обучения, логопедам, дефектологам). Данное пособие поможет овладеть методами комплексного развития зрительных и речевых функций ребенка, что послужит формированию готовности к овладению письмом у дошкольников с ОНР.

А.В. Костюк, М.Ю. Беляева отмечают, что в целях более прочного усвоения материала дошкольниками, требуется включение в перспективный план работы воспитателя занятий по развитию оптико-пространственных представлений у детей. Логопед рекомендует методы и приемы коррекционно-развивающей работы, помогает подобрать игры и упражнения по данной теме.

Другим вариантом реализации профилактики оптико-пространственных нарушений у старших дошкольников является взаимодействие с родителями. Эффективной формой взаимодействия как с родителями, так и с воспитателями являются памятки и буклеты для родителей и воспитателей с рекомендациями и играми по развитию оптико-пространственных представлений. Родителям и воспитателям целесообразно предлагать для занятий с детьми следующие виды заданий: ориентировка в схеме собственного тела, определение направлений в пространстве, уточнение пространственных взаимоотношений, ориентировка в схеме тела, стоящего напротив, ориентировка на листе бумаги, линейная последовательность предметного ряда, последовательность числового ряда, графическое воспроизведение направлений, графические диктанты, копирование картинки в плоскости и трехмерном изображении, уточнение временных представлений, конструирование из кубиков Никитина по заданному образцу, конструирование предметов и букв из палочек, лабиринты, определение буквы на ощупь, дорисовывание второй половины картинки.

Г.Г. Галкиной, Т.И. Дубининой, Н.А. Красильниковой, О.И. Крупенчук, Е.В. Новиковой предлагаются методические пособия по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с речевыми нарушениями. Нам показались наиболее интересными пособия авторов Г.Г. Галкиной, Т.И. Дубининой и О.И. Крупенчук, поскольку они предлагают целостную систему работы по данной проблеме. Авторы Г.Г. Галкина и Т.И. Дубинина разработали систему коррекционно-развивающих занятий по развитию мелкой моторики, по лексическим темам и возрастам, начиная с младшей группы. Авторы предлагают разнообразные занятия, которые могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Таким образом, представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе работы с дошкольниками по развитию фонематических процессов, зрительно-пространственных функций, мелкой моторики, что будет способствовать формированию у них готовности к овладению письменной речью.

Библиографический список1. Ахутина Т. В. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет / Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. // Школьный психолог.- 2001. - № 15. – 8-9 с.

2. Ахутина Т. В. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь 1,2 / Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. – СПб.: Питер, 2008. – 112 с.

3. Брехунова Г. Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи / Г. Н. Брехунова // Логопед. – 2007. – № 4. – С. 76-80.

4. Галкина Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина.- М.: Гном и Д, 2005. – 40 с.

5. Елецкая О. В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская // Логопед. - 2005. - № 2. – С. 34-37.

6. Коноваленко С. В. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях / С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. - М.: Гном, 2018. – 48 с.

7. Костюк А. В. Профилактика оптико-пространственных ошибок чтения и письма в работе логопеда со старшими дошкольниками на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения /

8. А. В. Костюк, М. Ю. Беляева // В сборнике: Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы всероссийской заочной конференции. Екатеринбург, 2021. – С. 242-247.

9. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие / Н. М. Миронова.- М.: Гном, 2017. – 44 с.

10. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие / И.Н. Моргачева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 212 с.

11. Сековец Л. С. и др. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ/ Л. С. Сековец, Л. И. Разумова и др.; Под ред. Л. С. Сековец. - М.: АРКТИ, 2006. – 368 с.

12. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2011. – 120 c.

13. Ткаченко Т. А, Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко.- М.: Книголюб, 2007. – 32 с.

14. Федосеева Ю. А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР / Ю. А. Федосеева, Г. А. Пичугина // Логопед. - 2006.-№4. – С. 37-41.
2022