Библиографическое описание:
Мирошкина Е.Е., Крашеницина И.Е., Левченко Е.В. Проект «Защитникам Отечества – УРА!» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Актуальность и перспективность заявленной темы проекта созвучна с основной идеей программы развития дошкольного учреждения, программы воспитания и образовательной программы ГБДОУ, где выделено направление воспитательно-образовательной работы по развитию нравственно-патриотического сознания, приобщения детей к ценностям окружающего мира, труду взрослых. Данная работа системна и целенаправленна.
Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство гордости и уважения к тому месту, где ребенок проживает, а именно: Ломоносов – город Воинской славы; воинские части, расположенные в городе, предоставляющие места службы для родителей воспитанников ДОУ.
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях. Воспитание патриотизма – достаточно сложная задача, т.к. утрачиваются такие понятия, как гражданский долг, патриотизм, любовь к Родине и др. Наблюдая за детьми, родителями, внешним окружением, мы пришли к выводам, что недостаточно сформированы у детей знания о Российской армии, не поддерживается значимость профессиональных, физических и личностных качеств представителей военных профессий, в ранней профориентации дошкольников практически нет места военных профессиям, что находит свое отражение в игровой активности дошкольников, беседах и других видах детской деятельности. День Защитника Отчества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Он превратился в гендерный праздник, день пап. К сожалению, уже мало кто знает историю возникновения праздника, в связи с чем он был установлен.
Т.к. в нашем ДОУ достаточно много родителей (отцов и матерей) – военнослужащих, наш проект стал отличной возможностью воспитывать у детей патриотические чувства (гордости, благодарности) через уважительное отношение к людям военных профессий, показать значимость их труда, особенности личностных и профессиональных качеств. Проект охватывает все пять образовательные области (ФГОС ДО) при тесном взаимодействии воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей и детей.
Опыт реализации проекта в течение нескольких лет перспективен и актуален, с возможными изменениями в зависимости от численного состава подготовительной группы на учебный год, потребностей детей, запросов и возможностей родителей-военнослужащих, эпидемиологической обстановки в регионе; методический материал и сопровождение постоянно пересматривается, дополняется. В период ограничительных мер по коронавирусу работа по проекту продолжается с соблюдением всех необходимых санитарных требований, без присутствия родителей на вечерах развлечений, досугах и праздниках. Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляется через электронную почту, мессенджер WhatsАpp, группы вКонтакте, платформы Zoom. Данные контенты пополняются познавательными материалами, консультациями, фотографиями и видеофиксацией мероприятий, на которые родители дают обратную связь.
Паспорт проекта
Структура проекта
Проект
«Защитникам
Отечества
– УРА!»
Социально – коммуникативное
развитие:
тематические беседы, выставки,
экскурсия в воинскую часть,
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
занятия, проектная деятельность, дидактические игры, чтение,
презентации, беседы
рассказывание из личного опыта
Игровая деятельность:
Физическое развитие:
сюжетно-ролевые игры,
спортивные игры, эстафеты,
дидактические игры
повседневная двигательная
(уголок патриотического воспитания)
активность
Система работы (планирование) и образовательная среда
Подведение итогов (рефлексия) проекта
Рефлексия в рамках данного проекта представляет собой:
ü Для детей: выражение в речи собственных размышлений, впечатлений, возможностей по конкретному действию (посещение воинской части, участие в сборе посылки, после беседы и др.), самоанализ своего настроения и эмоционального состояния: «Я понял…», «Я узнал…», «Особенно мне понравилось …», «После занятия мне захотелось …», «Было интересно …», «Было трудно …», «Что бы я хотел еще узнать?» и др.;
ü Для педагогов: самоанализ через ответы на вопросы «Понравилась ли работа над проектом?», «Довольны ли результатом своей работы?», «Что в работе было самым интересным?», «Что оказалось трудным?», «Над чем нужно еще поработать, чтобы работа была более эффективной?», Каким материалом еще наполнить образовательную среду?» и др.
ü Для родителей: отзывы в свободной форме, в том числе в мессенджерах и социальных сетях.
Библиографический список:§ Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
§ Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. – (Программа развития)
§ Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 128 с. (Развивающие сказки для детей.)
§ Е.И. Шаламова. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ.– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. –160 с.
§ Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (Вместе с детьми).
§ Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей с 3 – 7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. (Программа развития).
§ Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство – Пресс», 2020. – 192 с.
§ Моя Родина – Россия. На службе Отечеству. Выдающиеся личности. Книга занятий с детьми. Москва, Школьная Пресса, 2009
§ Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 104 с.
§ Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с. – (Сказки-подсказки)
§ М.Б. Зацепина. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет.
§ Защитники Отечества. Беседы с ребенком. Издательский дом «Карапуз»
§ К.Ю. Белая. Тематические беседы с детьми старшего дошкольного возраста. 40 карточек для проведения интересных тематических бесед
Мирошкина Е.Е., Крашеницина И.Е., Левченко Е.В. Проект «Защитникам Отечества – УРА!» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
Актуальность и перспективность заявленной темы проекта созвучна с основной идеей программы развития дошкольного учреждения, программы воспитания и образовательной программы ГБДОУ, где выделено направление воспитательно-образовательной работы по развитию нравственно-патриотического сознания, приобщения детей к ценностям окружающего мира, труду взрослых. Данная работа системна и целенаправленна.
Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство гордости и уважения к тому месту, где ребенок проживает, а именно: Ломоносов – город Воинской славы; воинские части, расположенные в городе, предоставляющие места службы для родителей воспитанников ДОУ.
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях. Воспитание патриотизма – достаточно сложная задача, т.к. утрачиваются такие понятия, как гражданский долг, патриотизм, любовь к Родине и др. Наблюдая за детьми, родителями, внешним окружением, мы пришли к выводам, что недостаточно сформированы у детей знания о Российской армии, не поддерживается значимость профессиональных, физических и личностных качеств представителей военных профессий, в ранней профориентации дошкольников практически нет места военных профессиям, что находит свое отражение в игровой активности дошкольников, беседах и других видах детской деятельности. День Защитника Отчества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Он превратился в гендерный праздник, день пап. К сожалению, уже мало кто знает историю возникновения праздника, в связи с чем он был установлен.
Т.к. в нашем ДОУ достаточно много родителей (отцов и матерей) – военнослужащих, наш проект стал отличной возможностью воспитывать у детей патриотические чувства (гордости, благодарности) через уважительное отношение к людям военных профессий, показать значимость их труда, особенности личностных и профессиональных качеств. Проект охватывает все пять образовательные области (ФГОС ДО) при тесном взаимодействии воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей и детей.
Опыт реализации проекта в течение нескольких лет перспективен и актуален, с возможными изменениями в зависимости от численного состава подготовительной группы на учебный год, потребностей детей, запросов и возможностей родителей-военнослужащих, эпидемиологической обстановки в регионе; методический материал и сопровождение постоянно пересматривается, дополняется. В период ограничительных мер по коронавирусу работа по проекту продолжается с соблюдением всех необходимых санитарных требований, без присутствия родителей на вечерах развлечений, досугах и праздниках. Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляется через электронную почту, мессенджер WhatsАpp, группы вКонтакте, платформы Zoom. Данные контенты пополняются познавательными материалами, консультациями, фотографиями и видеофиксацией мероприятий, на которые родители дают обратную связь.
Паспорт проекта
Структура проекта
Проект
«Защитникам
Отечества
– УРА!»
Социально – коммуникативное
развитие:
тематические беседы, выставки,
экскурсия в воинскую часть,
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
занятия, проектная деятельность, дидактические игры, чтение,
презентации, беседы
рассказывание из личного опыта
Игровая деятельность:
Физическое развитие:
сюжетно-ролевые игры,
спортивные игры, эстафеты,
дидактические игры
повседневная двигательная
(уголок патриотического воспитания)
активность
Система работы (планирование) и образовательная среда
Подведение итогов (рефлексия) проекта
Рефлексия в рамках данного проекта представляет собой:
ü Для детей: выражение в речи собственных размышлений, впечатлений, возможностей по конкретному действию (посещение воинской части, участие в сборе посылки, после беседы и др.), самоанализ своего настроения и эмоционального состояния: «Я понял…», «Я узнал…», «Особенно мне понравилось …», «После занятия мне захотелось …», «Было интересно …», «Было трудно …», «Что бы я хотел еще узнать?» и др.;
ü Для педагогов: самоанализ через ответы на вопросы «Понравилась ли работа над проектом?», «Довольны ли результатом своей работы?», «Что в работе было самым интересным?», «Что оказалось трудным?», «Над чем нужно еще поработать, чтобы работа была более эффективной?», Каким материалом еще наполнить образовательную среду?» и др.
ü Для родителей: отзывы в свободной форме, в том числе в мессенджерах и социальных сетях.
Библиографический список:§ Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
§ Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. – (Программа развития)
§ Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 128 с. (Развивающие сказки для детей.)
§ Е.И. Шаламова. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ.– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. –160 с.
§ Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (Вместе с детьми).
§ Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей с 3 – 7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. (Программа развития).
§ Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство – Пресс», 2020. – 192 с.
§ Моя Родина – Россия. На службе Отечеству. Выдающиеся личности. Книга занятий с детьми. Москва, Школьная Пресса, 2009
§ Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 104 с.
§ Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с. – (Сказки-подсказки)
§ М.Б. Зацепина. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет.
§ Защитники Отечества. Беседы с ребенком. Издательский дом «Карапуз»
§ К.Ю. Белая. Тематические беседы с детьми старшего дошкольного возраста. 40 карточек для проведения интересных тематических бесед